Влезть в шкуру собственника в качестве бонуса работникам предлагают редко

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Премирование акциями или опционами в России принято в основном среди крупных публичных компаний. Насколько это эффективно, выяснили исследователи "Бигл".

В России премирование акциями применяется в основном по отношению к членам совета директоров. Ключевым менеджерам тоже может кое-что перепасть, но обычно у них есть возможность конвертировать часть денежного бонуса в акции спустя какой-то период времени.
Похожая ситуация и с опционами. Они различаются по ценам и срокам, которые зависят от того, на кого рассчитаны: менеджера, топ-менеджера или генерального директора. Опцион дает право либо на покупку акций в размере 100% через 2-3 года с момента выдачи, либо на покупку акций равными долями в течение 3 лет с момента выдачи. Чаще всего цена выкупа фиксируется на уровне рыночной цены акции на день принятия решения о премировании, хотя есть и другие варианты.
Считается, что подобное премирование позволяет объединить цели собственника и работников - увеличить стоимость компании на рынке. Кроме того, сотрудник получает дополнительный доход и чувствует себя "совладельцем". Насколько эффективно работает такой подход в России, решили выяснить исследователи рекрутинговой компании "Бигл", проведя опрос среди компаний, работающих в ТНП, фармацевтике, индустриальном, финансовом секторах, в недвижимости и строительстве, нефтегазовой и энергетической отраслях.
Выяснилось, что только 12% компаний используют такое премирование, а 4% планируют его ввести в ближайшее время. Почти 50% HR-директоров считают, что акции и опционы - эффективный инструмент мотивации персонала, 20% не согласны с ними, и 31% затруднились ответить. "Эти цифры говорят о непрозрачности схем даже для самих эйчаров", - замечает Наталья Шевчук, директор петербургского офиса "Бигл".
Сами работники (51% респондентов) считают, что акции и опционы усилят их вовлеченность в финансовые результаты компании. Больше всего убеждены в этом сотрудники 46-55 лет. Но насколько увеличится доход, ясности у них нет. Прежде всего, они сомневаются в том, что "ценность акций прозрачна и управляема", а также что совет директоров не примет решение о дополнительном выпуске акций, что негативно отразится на их стоимости. По мнению некоторых работников, подобное премирование эффективно, если "носит характер добровольного приобретения, а не насильственного вручения". Но при этом 21% респондентов готовы снижать свои зарплатные ожидания в пользу прибыли от акций или опциона.