Нехватка кабеля на Выборгской таможне создает проблемы для предварительного таможенного информирования

Автор фото: Михаил Спицын

Этим летом новые правила таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, могут спровоцировать еще большие пробки на границе.

Самый больной вопрос для отечественных международных автоперевозчиков — это прохождение родной границы. В очередях на въезд и выезд из России водителям приходится стоять сутками без элементарных бытовых условий. В прошлом году в очередях на таможню от остановки сердца умерли девять водителей.
Наиболее сложная ситуация складывается на трех международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП): в Торфяновке, Брусничном и Светогорске. Через них ежегодно из РФ в Финляндию и обратно проходит около 700 тыс. грузовиков. В конце января — начале февраля время ожидания грузовиков в очереди на самом близком к Петербургу пункте пропуска Торфяновка достигало 84 часов. Сейчас водители ожидают таможенного досмотра до 12 часов.
Этим летом ситуация может снова обостриться в связи с введением обязательного предварительного информирования таможенников о товарах, ввозимых на территорию стран Таможенного союза.
С 17 июня 2012 года вступает в силу решение комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года №899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом".
Согласно нормативному акту, перевозчик обязан известить таможенные органы о ввозе товара не менее чем за 2 часа до въезда на территорию союза. Нововведение призвано ускорить проведение таможенных операций и повысить эффективность таможенного контроля.
Однако на данный момент в МАПП не создано надлежащих условий, для того чтобы транспортные компании могли оперативно информировать таможенные органы о своих намерениях.
Интернет–портал, через который транспортники должны предоставлять информацию, работает некорректно. "Перевозчики всю необходимую информацию дают, но инспекторы ее не видят", — говорит руководитель Северо–Западного филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александр Дацюк.
Начальник Выборгской таможни генерал–майор таможенной службы Николай Косяченко предполагает, что в июне на границе может случиться транспортный коллапс, если объем предварительного информирования к этому моменту не достигнет уровня 60–70%. Косяченко сетует на то, что таможня постоянно стремится повысить свою производительность труда, но сталкивается с медлительностью смежников, которая сводит на нет все усилия таможенников.
"В прошлом году мы заменили все компьютерное оборудование на более мощное, модернизировали каналы связи, увеличив их пропускную способность в 5 раз, установили вышки. Но до сих пор не можем проложить 500 м кабеля от вышки до серверного поста, потому что это в компетенции Росгранстроя", — объясняет Николай Косяченко.
Президент АСМАП Евгений Москвичев, возглавивший комитет по транспорту в новой Госдуме (до 2009 года — замминистра транспорта), решил, что в сложной ситуации на Выборгской таможне без вмешательства премьера РФ Владимира Путина не обойтись.
"На этой неделе я встречаюсь с председателем правительства и обязательно доложу ему о недостающих 500 м кабеля", — отметил Евгений Москвичев.
Возможно, к концу этого года будет решена еще одна серьезная проблема, мешающая таможенникам ускориться, — это нескоординированный информационный поток. "При оформлении грузов инспекторам приходится работать в нескольких программах, причем информация дублируется", — говорит заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Лариса Коршунова. По ее словам, работу по оптимизации программных средств, исключив дублирование, планируется завершить к концу 2012 года.
Помимо технических проблем хлопоты перевозчикам по–прежнему доставляют злоупотребления, которые допускают пограничники и таможенники на некоторых постах.
Например, директор ЗАО "АД–Системс" Геннадий Паластров утверждает, что весы в Торфяновке установлены с нарушениями закона. Но это не мешает таможенникам на основании показаний прибора назначать дополнительный досмотр: его проводит подконтрольный таможенникам ФГУП "РОСТЭК" за 20 тыс. рублей.
По словам Паластрова, Ленинград–Финляндская транспортная прокуратура еще летом 2011 года выдала предписание устранить нарушения. "Весы на данный момент в эксплуатацию не введены", — признается заместитель руководителя территориального управления Росграницы Константин Калниньш. А это значит, по словам Москвичева, что взвешивание производится незаконно.