Активность инвесторов в центре Петербурга подталкивает власти и бизнес к совместному созданию новых парковочных пространств под землей.
Сегодня в районе "золотого треугольника" уже заявлено несколько крупных проектов: гостиницы на Марсовом поле и на Конюшенной пл. компании "Плаза Лотус Групп" Бориса и Михаила Зингаревичей, офис "Совкомфлота" в здании бывшего Круглого рынка на наб. реки Мойки, редевелопмент бывшего таксопарка в районе Конюшенной пл. и ряд других проектов. Еще одним центром активности станет обновленный Дом ленинградской торговли на Большой Конюшенной ул., открытие которого запланировано на эту весну.
Но обилие объектов общественно–деловой активности, в частности, с "культурной составляющей", уже сегодня приводит к проблемам с парковкой и, как следствие, затрудняет движение вокруг основных площадей района.
"Оба наши объекта предполагают строительство подземных паркингов, — заявляет Сергей Пронин, генеральный директор "Плаза Лотус Групп". — Но они будут предназначены для клиентов отелей". При этом параметры будущих паркингов в компании пока не уточняют.
Проекты организации парковочных пространств этой части СПб уже появлялись, и не раз. Так, в 2007 году о намерении разместить подземный паркинг под Конюшенной пл. заявляло ООО "ПаркингИнвест" (дочерняя структура СК "Импульс") совместно с французской компанией Vinci. Городские власти оценивали подземные пространства под Конюшенной пл. еще раньше — в конце 1990–х ГУП "Ленгипроинжпроект" по заказу комитета по благоустройству и дорожному хозяйству прорабатывало ТЭО одноуровневого подземного паркинга на 400 машино–мест. "Тогда просматривалась возможность размещения подземных паркингов под рядом площадей и других территорий, — поясняет Виталий Зенцов, генеральный директор ГУП "Ленгипроинжпроект". — На предмет возможного устройства подземного пространства с функцией паркинга оценивалась и часть территорий Марсова поля".
Но, несмотря на то что перспективы создания подземной парковки под Конюшенной пл. обсуждаются уже давно, некоторые эксперты скептически относятся к этой идее. "Площадь сама по себе небольшая, сложно будет организовать саму транспортную систему, въезды и выезды, — говорит Рафаэль Даянов, руководитель архитектурного бюро "Литейная часть — 91". — Представьте, условно в паркинге стоит тысяча машин, и в конце рабочего дня им всем нужно будет выехать. Сейчас там и без этого сложно". Кроме того, по словам проектировщиков, под Конюшенной "сложная ситуация с коммуникациями" и при будущем подземном строительстве придется перекладывать слишком много инженерных сетей, что очень дорого.
Были и другие идеи. Например, в 2001 году Государственным институтом архитектуры в СПб был предложен проект подземного многофункционального комплекса под пл. Искусств и Михайловской ул.
"В зависимости от вариантов проект предполагает три или четыре уровня. Верхнюю часть занял бы торговый комплекс, связанный с музейной деятельностью, остальные два — подземный паркинг. Причем один из уровней был бы увеличенной высоты, чтобы принимать туристические автобусы", — говорит Михаил Садков, директор по развитию института. Всего предполагалось освоить более 123 тыс. м2, но тогда эта идея не получила развития. Сейчас архитекторы надеются, что проект будет включен в планы властей по размещению подземных парковок в центре города.
По мнению экспертов, если под Конюшенной, Манежной и пл. Искусств большинство технических вопросов упирается в их малые размеры, то практически необъятные парковочные пространства под землей можно было бы освоить за счет Дворцовой площади и Марсова поля.
"С точки зрения развития городской инфраструктуры такие перспективы выглядят очень заманчиво, — говорит Сергей Пронин. — Но без четких механизмов ГЧП для таких проектов будет сложно найти частного инвестора". По его словам, масштаб проектов паркингов в "золотом треугольнике" должен определяться в рамках концепции комплексного развития исторической части города. Но если проекты парковок под большинством площадей инвесторы пока считают нерентабельными без участия города, то освоение подземных пространств под Марсовым полем вдобавок к этому может вызвать осуждение у общественности, так как здесь захоронены жертвы Февральской революции.