В Петербурге открылась "Клубничная ферма"

Автор фото: Global Look Press

Наталья Немченко и Владимир Березуцкий решили наводнить петербургский рынок свежей клубникой. Вместе они развивают проект "Клубничная ферма", выращивают клубнику сверхкомпактным способом и собираются продавать установки для выращивания заведениям общепита.

Начало клубничной колонизации положено в бывших солодовнях завода им. Степана Разина. Сейчас эти помещения арендует Rizzordi Art Foundation. Фонд планирует организовать здесь арт–пространство с галереей и медиатекой, а на время реконструкции сдал площадь в дружественную аренду под клубничную ферму.
В густом полумраке, борясь с лютым холодом, пересекаем несколько бывших пивных цехов. В нос и голову с первой минуты ударяет густой запах солода и не отпускает ни на минуту. Наконец открывается последняя дверь, и мы вдруг оказываемся в тепле, на ярком свете, среди сочных зеленых клубничных кустов. Тут и там висят гроздья зеленых и красных ягод.
В помещении площадью 50 м2 пять деревянных установок вроде строительных козел с кустами клубники. "Технология полностью биоэффективна и стерильна. В ней нет патогенных факторов. Это позволяет, в свою очередь, не использовать пестициды для борьбы с сорняками, — буквально с порога ошарашивает познаниями Владимир. — Производитель гарантирует 30 ягод с куста весом 30–35 грамм".
На грядке 1 тыс. кустов. В естественных условиях их должно быть в 2 раза меньше. К каждой грядке подведены нагревающая лампа и шланги для поливки. В углу два внушительных бака с органическим раствором для поливки. Достав пакет с какой–то густой коричневой жидкостью, Владимир сообщает, что это полезные бактерии, которыми будут питаться ягоды. Замешивает раствор и включает режим поливки.
Оказывается, бактерии и даже улей со шмелями можно совершенно спокойно заказать через Интернет. Там же куплены клубни клубники и почерпнута информация о выращивании ягод в домашних условиях. На вкус мясистая ягода оказывается кислой. "Это производительные сорта, Honey и Elsanto, они всегда кисло–сладкие, — успокаивает Владимир. — В Петербурге нет сладкой ягоды: мало солнца. И экспортные сорта кислые, иначе их невозможно транспортировать".
Фермеры планируют собрать 500 кг ягод со своего участка. Производитель гарантирует в 2 раза больше. Но фермеры признают, что по неопытности допустили некоторые ошибки. Впрочем, продажа даже этого урожая, говорят они, позволила бы окупить затраты. Инвестиции составили 150 тыс. рублей, с учетом того что все конструкции фермеры монтировали и заказывали самостоятельно.
"Этим методом можно выращивать любые фрукты и овощи. Поставил в угол куст помидоров и лампу над ним — и будет приносить плоды", — говорит Наталья Немченко, генеральный директор ООО "Агро–Парк медиа". Это компанию она учредила несколько лет назад. Была цель организовать телешоу вроде "Дома–2", но с позитивным содержанием, где зрители наблюдали бы в прямом эфире за жизнью фермеров. К проекту тогда не удалось привлечь достаточных инвестиций. Но мечта не сидеть в офисе, а делать что–то своими руками осталась. И вообще, вид и запах свежих ягод, как говорит Наталья, бодрит.
"Хотим предложить девелоперам и строителям делать на крышах легкие оранжереи. Зимние сады занимают не много места. Мы могли бы заниматься продвижением", — рассказывает она. Фермеры считают, что установка сверхпроизводительных грядок может быть интересна заведениям общепита. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными клиентами. Среди них даже есть районные администрации.
Идея домашних плантаций была популярна накануне кризиса. Строители заявляли о планах проектировать дома сразу с зимними садами. Вторую жизнь идея обрела в кризис. Домашнее подсобное хозяйство рассматривалось как подспорье на случай полного безденежья.