Городские власти увеличивают финансирование водного такси в Петербурге

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Смольный не жалеет средств на убыточный для города проект водного такси. Количество причалов в этом сезоне возрастет.

Смольный начал готовиться к открытию навигации по Неве: 30 апреля стартует транзитная навигация, а 25 мая по рекам и каналам вновь пойдут аквабусы, или, как их еще называют, водное маршрутное такси. К этому моменту комитет по транспортно–транзитной политике установит 20 причалов для водного транспорта (вместо 14 годом ранее). В преддверии открытия навигации перевозчики настроены оптимистично и ожидают увеличения пассажиропотока. Впрочем, обслуживание смольнинского проекта для них не столько источник дохода, сколько возможность продемонстрировать социальную ответственность.
По данным комитета по транспорту , в 2011 году водное такси перевезло всего 450 тыс. человек, в планах на 2012 год — 500 тыс., что на 11% больше. Значительно нарастить перевозку рассчитывает ООО "МБС", обслуживающее Приморскую линию (соединяет Арсенальную наб. с Приморским пр.). "Мы дополнительно запустим два новых судна на 30 человек, что позволит нам увеличить объем перевозок на 20%", — надеется генеральный директор компании Мелик Саркисян. В прошлом году компания "МБС" перевезла на двух судах 75 тыс. человек, заняв второе место по объему водных перевозок. Больше всех (245 тыс. человек) перевезло ООО "Интер яхт сервис" по двум линиям: Центральной (от Университетской до Свердловской наб.) и Невской (от Свердловской наб. до Рыбацкого пр.).
На долю третьего участника рынка — ООО "Русские круизы" — пришлось 19 тыс. пассажиров. Компания возила их от Арсенальной наб. до Кронштадта (Курортная линия). В этом году она также обзавелась двумя новыми судами и надеется получить еще один маршрут, обслуживаемый ранее ООО "СевероЗападное пароходство" (перевозило граждан на паромах из Ломоносова в Кронштадт). Однако после того, как кольцевая автодорога сомкнулась, надобность в водном сообщении на Пригородной линии отпала.
В комитете по транспорту утверждают, что вместо нее разрабатывается вариант нового маршрута аквабуса в черте города. "Мы готовы участвовать в любых конкурсах и ставить новый катамаран вместимостью 70 человек или на одну из существующих линий, или на дополнительную", — говорит заместитель генерального директора ООО "Русские круизы" Ольга Дружинина.
Проект водного такси с каждым годом становится для города все затратнее. Установка 14 причалов в 2011 году обошлась казне в 2,5 млн рублей. В этом году будет 20 причалов, то есть дополнительно на их установку будет израсходовано около 1 млн рублей. Плюс к этому за сезон (с 25 мая по 25 октября) город потратит на охрану причалов 486 тыс. рублей, а еще больше на их уборку — 616 тыс. рублей.
Кроме того, город компенсирует перевозчикам значительную часть прямых расходов (топливо, текущий ремонт, содержание экипажа), чтобы удерживать низкую цену за проезд. После того как окончательно будут сформированы маршруты аквабусов на период навигации 2012 года, будет издано распоряжение комитета по тарифам, устанавливающее цену проезда. Год назад стоимость взрослого билета составляла 54 рубля на Приморской, Невской и Центральной линиях, 100 рублей — на Курортной. Это в 3–6 раз ниже рыночной стоимости поездки на экскурсионном катере.
В прошлом году на поддержку перевозчиков из городского бюджета было выделено 130 млн рублей, а годом раньше — 83 млн рублей. Сколько потребуется средств в этом году, сейчас рассчитывает комитет экономического развития. И здесь важно, чтобы чиновники не только выделили нужные суммы, но и вовремя их выплатили. По итогам прошлого года перевозчики ждали денег несколько месяцев. В результате компания "Водоходъ" отказалась от сотрудничества с городом.
"Нам обещали компенсировать себестоимость плюс к ней 10%. Но мы закончили год в ноль. Это не прибыльный проект, и нам он не интересен", — говорит генеральный директор круизной компании "ВодоходЪ Санкт–Петербург" Олег Зеленков.