За 2007-2011 гг. число обращений физлиц с исками к банкам выросло в 50 раз. Потребители стали чаще выигрывать в судах.
Число судебных исков граждан к банкам, по статистике судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом выросло в 2,5 раза, до 250 тыс. За 2007-2011 гг. число исков от клиентов банков в общей сложности выросло в 50 раз. По оценкам банков, подавляющая доля исков приходится на взыскание заемщиками ранее уплаченных комиссий.
Рост числа исков в банках объясняют тем, что суды стали чаще вставать на сторону потребителей, что повышает надежды клиентов вернуть деньги через суд.
Как объясняет Наталия Окунева, директор юридического департамента ЮниКредит банка, активизация обращений клиентов в суд началась после того, как Роспотребнадзор развил активную борьбу с комиссиями и встал исключительно на защиту интересов потребителей, не рассматривая ситуацию, когда к спору по комиссии с банком прибегают недобросовестные заемщики, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят возвращать взятый ими на добровольных началах кредит.
В таких исках речь идет обычно о комиссии за выдачу кредита, комментирует Наталия Окунева. По ее словам, сумма данной комиссии фиксированная для всех клиентов-физлиц.
Помимо суммы комиссии суды взыскивают компенсацию морального вреда, неустойку за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке, штраф в пользу бюджета, что увеличивает начальную сумму иска примерно в 2 раза, рассказывает Наталья Окунева.
ЮниКредит банк не ведет статистику обращений клиентов в суд. Но если говорить о количестве обращений, поступивших в 2011 г. в управление качества обслуживания банка, то в Петербурге их зафиксировано всего 2510. Тематика обращений различна, при этом основные продукты, наиболее волнующие клиентов, – это дебетовые и кредитные карты, авто- и потребительские кредиты. Количество обращений с просьбой вернуть ранее уплаченные комиссии – менее 1% от общего числа обращений в банк, оценивает Наталия Окунева.
Как рассказали в одном из российских банков, подконтрольных государству, случаи подачи клиентами исков против банка в суд раньше были штучные, но прошедшей осенью пара клиентов решила через суд оспорить уплату комиссии в 20-30 тыс. рублей по ипотечным кредитам.
"Раньше иски потребителей против банков суд рассматривал в пользу банков, теперь же суд, наоборот, все чаще встает на сторону физлиц", – говорят в банке.
Банкиры указывают на возможность двоякого трактования как указаний Высшего арбитражного суда, так и закона о банках. "Получается, что взимать с клиентов комиссии банкам не разрешено, но и не запрещено", – недоумевают в госбанке.
Рост обращений клиентов в суд существенно повлиял на поведение банков: за последние пару лет они все чаще объявляли об отмене комиссий за выдачу кредитов.
По словам Андрея Рублева, заместителя управляющего петербургским филиалом Абсолют банка, сейчас на рынке наблюдается перевес в пользу потребителя, и поэтому ни один серьезный банк не готов рисковать своим реноме, закладывая в кредитный продукт скрытые комиссии или платежи.
"В нашем банке не предусмотрены никакие единовременные или периодически взимаемые комиссии при выдаче кредита, – говорят в банке "Хоум Кредит". – Стоимость кредита формируется за счет процентной ставки и в отдельных случаях – страховки, которую клиенту предлагается оформить добровольно".
Анатолий Аксаков
, глава ассоциации банков "Россия", заместитель главы банковского комитета Госдумы РФ, на встрече с банкирами в понедельник, 6 февраля, отметил, что определенности их бизнесу добавит закон о потребительском кредите, подготовленный Министерством финансов РФ, а также создание законодательной базы для института финансового омбудсмена.
Закон предусматривает появление так называемого паспорта кредита, стандартизированного для банков документа, в котором будут указаны все условия (ставки, сроки, комиссии) и график погашения кредита. Предполагается, что клиент еще до заключения договора сможет сравнить паспорта кредитов сразу нескольких банков и выбрать для себя наилучшие условия.