Добровольно-обязательное

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

2011 год страховщики называют вполне удачным, но 2012 год из-за турбулентности европейской экономики может оказаться менее прибыльным.

3,449 млрд рублей составили сборы по ДМС в Петербурге в первом полугодии 2011 года (с учетом сборов по страхованию граждан, выезжающих за рубеж).
На прошедшей в середине ноября в редакции "Делового Петербурга" встрече представителей компаний, работающих на рынке добровольного-медицинского страхования, собравшиеся страховщики обсуждали сложившуюся сегодня ситуацию на рынке ДМС.
"Сборы по ДМС в 2011 году наконец-то вышли на предкризисный уровень. Но вторая половина года началась с ощущения новой волны кризиса. Клиент думает о сокращении, а не расширении. Вряд ли 2012 год будет годом бурного роста, но и не падения. Для ДМС системных причин стагнации не вижу.
Последние 10 лет на рынке была децентрализация: сегодня ДМС занимаются около 100 компаний. Теперь маятник качнется в другую сторону и начнется концентрация рынка, которая связана с вымыванием мелких игроков. ДМС является инфраструктурным видом страхования, и требования клиента к качеству обслуживания растут, поэтому концентрация среди топ-40 самых активных страховщиков будет расти".
"Рынок ДМС сейчас на подъеме. За 9 месяцев 2011 года сборы Северо-Западной дирекции РОСНО по ДМС составили 556 млн рублей. Этот показатель лучше, чем за аналогичный период прошлого года, на 17,5%, когда было собрано 472 млн рублей. По выплатам наблюдается логичный рост - 300 млн рублей за 9 месяцев 2011 года и 204 млн рублей за тот же период 2010 года.
В 2011 году рынок ДМС на Северо-Западе вырос на 15%. Первые полгода рост был значительнее, сейчас темпы снизились, так как клиенты стали осторожнее. У некоторых появилось ощущение второй волны кризиса, который может произойти в 2012 году. В Германии неспокойные настроения намного серьезнее, чем в России, что логично, если учитывать ситуацию с Грецией. Мы интегрированы в мировую экономику, и ощущение кризиса на нее влияет.
Крупные федеральные компании "затягивают пояса". Например, одно известное крупное производственное предприятие уже готовит сокращение персонала на 10-15%. Все помнят и 1998-й, и 2009 год, тогда компаниям приходилось экстренно сокращать издержки. Корпоративный сектор для ДМС клиентообразующий - это 95% всех сборов. Однако, когда предприятия оптимизируют свои расходы, ДМС одно из первых "идет под нож".
Сборы снижаются также за счет сокращения сотрудников. В то же время предприятия сейчас больше готовы к кризису, чем в 2009 году, поэтому я выражаю сдержанный оптимизм в отношении дальнейшего развития рынка ДМС".
Лидия Березка, заместитель директора по медицине СК "Альфа-страхование":
"Наша компания активно развивает ДМС, доля этого вида страхования за 2011 год выросла с 26 до 30%. Особое внимание уделяется расширению продуктовой линейки и повышению качества обслуживания, а также продолжению проекта сети клиник "Альфа Центр Здоровья". В последнее время заметно повышение интереса физических лиц к ДМС, а также очень востребованы страховые программы, связанные со здоровым образом жизни, страхованием детей. Рынок страхования по ДМС физических лиц будет развиваться опережающими темпами. В ближайшие годы будет продолжаться рост добровольного медицинского страхования. Даже если компании не смогут позволить себе полностью финансировать ДМС за счет своего бюджета, то частично страховку будут оплачивать сотрудники. Наличие полиса ДМС в социальном пакете - это один из самых привлекательных рычагов работодателя.
В этом году мы зарегистрировались при Территориальном фонде ОМС Петербурга, одновременно присматриваемся к этому рынку. Пока системы ДМС и ОМС большей частью разделены и корпоративный клиент платит за медуслуги дважды. Уровень оказания услуг по ДМС и ОМС резко отличается. И клиенты редко спрашивают, есть ли у нас ОМС: они не очень заинтересованы, чтобы их лечили за счет государства".
Галина Максимова, директор филиала в СПб СК "Транснефть" :
"Наша компания выходит из "кэптива" (от англ. captive - связанный; компания, присоединенная к материнской структуре, какой-либо ФПГ или концерну. - Ред.) - у нас не только "внутренний" клиент, но и внешний. Независимых клиентов в филиале уже около 33%, но мы не стремимся к бурному росту застрахованных, понимаем, что необходимо обеспечить высокое качество обслуживания.
Зона ответственности нашего филиала: от Приморска до Ярославля. Это объясняется структурой материнской компании. Работа не только в Петербурге, но и в различных регионах позволяет нам сравнивать особенности ДМС в разных районах, в некоторых очень слабая лечебная база. Своих клиентов мы зачастую лечим в Петербурге. Наши сотрудники работают в труднодоступных местах, и иногда пациентов приходится эвакуировать вертолетом. Неудивительно, что при высоком качестве лечения иногда убыточность в регионах выше".
Иван Чугреев, заместитель директора по ДМС СМК "АСК-Мед":
"У "АСК-Мед" большая доля рынка ОМС по Петербургу - около 15%. И это удешевляет лечение по ДМС, так как часть затрат компенсируется за счет ОМС. Но это работает только при оказании услуг в стационарах. Размер вычета зависит от профиля стационара и его формы: федеральный он или городской, консервативное лечение или хирургическое и др. Скидка доходит до 50%. Пока работа в ОМС большей частью связана с перспективой этого вида страхования: государство обещает, что тарифы будут регулярно увеличиваться.
У госучреждений нет единого подхода по платным услугам. Причем власти проверяют только занижение цен, а завышение расценок не контролируется".
Елена Ракова, заместитель начальника управления медицинского страхования СПб  филиала ОАО "СГ МСК":
"В 2012 году состоится объединение всех трех компаний "СГ МСК" под одним брендом (это "историческое" МСК, бывший "Стандарт Резерв" и бывшие "Спасские ворота" - две последние компании были приобретены СГ МСК, но работали автономно. - Ред.). Тогда лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) будет с нами удобнее работать, так как будет общая база договоров.
По ДМС план выполняется, в 2011 году прирост составил 10-12%. Но в этом году, из-за сокращения бюджета на ДМС, сотрудникам многих предприятий предложили оплачивать часть страховки самостоятельно. Люди доплачивают, так как привыкли обслуживаться, но при этом стараются "выходить все". Это невыгодно страховым компаниям. Когда предприятие покупает для сотрудников полис, это воспринимается как бонус, и у застрахованных нет стремления "отбить" деньги. Что касается медцентров, то в Ленобласти по ДМС качественные лечебные учреждения есть только в Выборге. Область развивается, строятся крупные предприятия, и у нас есть страхователи в Тихвине, Усть-Луге и Кингисеппе, но там сложно оказать нормальную помощь ввиду отсутствия коммерческих ЛПУ. Руководство местных клиник не понимает, как работать с ДМС. Так, чтобы заключить договор с больницей в Тихвине, нам понадобилось 3 месяца, и это не самое долгое ожидание".
Владимир Яковлев, управляющий директор по личным видам страхования СЗ дивизиона группы "Ренессанс страхование" :
"Хотя у нас есть своя клиника, однако мы при этом активно сотрудничаем с коллегами по цеху. Наши клиенты знают об их медцентрах и хотят там лечиться. Главная проблема ДМС, на мой взгляд, законодательная. Сегодня новый закон о медстраховании называется "Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ". Если в предыдущем было хоть что-то сказано о ДМС, то нынешний сузился до ОМС. В итоге непонятно, что же такое ДМС: самостоятельный вид, дополнительный вид к ОМС или заместительная терапия".
Оксана Попова, начальник дирекции "Медицина" СЗРЦ "ОАО "РЕСО-Гарантия" :
"Для улучшения качества работы с застрахованными компания построила медцентр. Это наше первое внедрение в регионе, до этого все пять центров сети Medswiss были в Москве. Новый центр расположен в Приморском районе, где мало современных лечебных учреждений. Естественно, там будут преимущественно лечиться клиенты, живущие на севере города. Новый центр будет обслуживать не только застрахованных "РЕСО-Гарантия", но и работать на открытом рынке, в том числе и с пациентами от других страховщиков. Если центр работает только при страховой компании, то лечение фактически превращается в "домашнюю кухню", а борьба за клиента дисциплинирует. Впрочем, сейчас открыто для посторонних большинство страховых клиник. Несмотря на возможную вторую волну кризиса, спрос на ДМС будет расти, но плавно - на 10-15% в год. В Петербурге большое количество предприятий среднего бизнеса, и уровень охвата ДМС этого сегмента еще далек от насыщения. Это наиболее сложные клиенты для обслуживания (30-150 человек), так как у них высокие сервисные требования".
Галина Разбитскова, генеральный директор ЗАО "Страховая компания "АВЕСТА":
"Хотя к концу 2011 года рынок немного замер в ожидании кризиса, Петербург и Ленобласть остаются перспективными направлениями для развития ДМС. Здесь сочетается достаточно высокий уровень жизни населения, наличие как крупных предприятий, так и компаний среднего и малого бизнеса, которые успешно развиваются. Обеспокоенность вызывает демпинг на рынке ДМС. Несмотря на постоянные жалобы страховщиков на растущую убыточность при участии в тендерах, они же сами предлагают цены, явно не соответствующие заявленным программам страхования. Качество услуг при этом оказывается таковым, что страхователь разочаровывается в ДМС и отказывается от идеи добровольного страхования своих сотрудников. Кроме того, разочаровываются страховщики. Когда частный доктор направляет в госучреждение пациента на плановую госпитализацию, страховщик должен получить вычет по ОМС. Но на практике оплачивает лечение пациента по ДМС полностью".