"Балтийский завод" эфффективно уходит от долгов

Автор фото: Кульгун Андрей

Российские власти на самом верху расписались в неспособности решить проблему долгов "Балтийского завода". Вместо этого, по сложившейся доброй российской бизнес-традиции, долги остаются старому ОАО, а вместо него создается новое, которому достанутся все новые госзаказы.

Вместо ОАО "Балтийский завод" будет открыто новое юрлицо, куда будут переоформлены рабочие, и новые заказы пойдут именно туда. Старому ОАО останутся, видимо, только долги. Ничего более эффективного госменеджеры придумать не смогли.
Это решение было объявлено во время посещения в пятницу "Балтийского завода" высшим российским руководством. Этот визит был анонсирован как акция по спасению нескольких крупных петербурсгких предприятий.
"Балтийский завод" - самый крупный из терпящих сейчас бедствие петербургских заводов. В тяжелое финансовое положение он попал после того, его владелец, Межпромбанк, был закрыт. Деньги, пропавшие с его счетов, включали в себя и авансы, которые "Балтийский завод" получил от "Росатома" на строительство плавучей АЭС.
Сейчас вместо того, чтобы искать и возвращать деньги Межпромбанка и его владельца Сергея Пугачева, государство, по сути, просто оставляет ОАО "Балтйиский завод" и его кредиторов самих решать свои проблемы.
В 2011 г. контроль над "Балтийским заводом" перешел к госкорпорации Объединенная судостроительная корпорация. Однако само по себе это не принесло облегчения, так денег так и не появилось. И вот только сейчас  на завод пришел денежный заказ. Но в нынешней ситуации любые новые деньги неизбежно должны были бы пойти на погашение старых долгов. Так что чиновникам пришловь выдумывать схемы, как оставить деньги на заводе.
"Ситуация довольная сложная с финансовой частью предприятия, предприятие обременено огромными долгами - от 13 до 15 млрд рублей, и для того, чтобы это не лежало на плечах трудового коллектива, предложена схема, по которой все заказы и, соответственно, деньги пойдут на новое юридическое лицо, где будут числиться и все работники", - рассказали представители правительства РФ в пятницу.
Главный новый контракт - строительство корпусов для кораблей типа "Мистраль". Первая часть контракта на их изготовление составит 2,5 млрд рублей. Эти деньги и достанутся новому юридическому лицу, которое появистя вместе "Балтийского завода".
Первые два универсальных вертолетоносца "Мистраль" для ВМФ России будут построены во Франции - соответствующий контракт на 1,2 млрд евро стороны подписали в июне этого года.
По плану, первый корабль будет поставлен в РФ в 2014 году, второй - в 2015 году. Французская госкомпания военного кораблестроения DCNS на этой неделе сообщила, что получила аванс и приступает к строительству первого вертолетоносца "Мистраль" для России, передает РИА Новости.
Корпуса третьего и четвертого "Мистралей" будут построены в России. Вторая пара кораблей этого типа на 80% будет изготовлена в РФ и на 20% - во Франции.
Универсальный вертолетоносец "Мистраль" водоизмещением 21 тысяча тонн и максимальной длиной корпуса 210 метров способен развивать скорость более 18 узлов. Дальность плавания - до 20 тысяч миль.
Акции "Балтийского завода" и "Северной верфи" были заложены Центробанку по кредиту, который был выдан Межпромбанку, также входящему в ОПК. Межпромбанк обанкротился осенью 2010 года и ЦБ потребовал взыскания залога. Однако судебная тяжба на этот счет тянется до сих пор.
Невыполненные финансовые обязательства у ОАО "Балтийский завод" остаются не только перед банками-кредиторами, но и перед крупнейшим на сегодняшний день заказчиком, концерном "Росэнергоатом". Завод строил для него плавучие атомные электростанции. Но атомщики очень недовольны не только сроком исполнения контракта, но и контролем за расходованием денег, получаемых по контракту - якобы часть из них расходовалась заводским начальством нецелевым образом.
Уход от выплаты дологов крупными предприятими путем создания нового юрлица - хорошо опробованный метод работы среди определенной части российских бизнесменов. По этой схеме все ликвидные ценные активы переходят в новую компанию, а долги остаются в старой фирме, которая оказывается "пустышкой", и истребовать с нее кредиторы ничего не могут даже по суду, поскольку ей уже ничего не принадлежит. При этом сам бизнес расставшейся таким образом с долгами и кредиторами фирмы никуда не девается, просто начинает работать под новой вывеской.
Российские правоохранительные и судебные органы часто расходятся в оценках такой схемы. Некоторые бизнесмены оказываются оправданы или даже вовсе не привлекаются к ответственности. Другие получают самые строгие наказания вплоть до тюремного заключения. При этом работают они, внешне, по одинаковым схемам, и в чем разница, понять стороннему наблюдателю или кредитору бывает нелегко. Такая непоследовательность, выборочность и непредсказуемость работы судебной и правоохранительной системы зачастую заставляет усомниться в честности решений, которые выносят следователи и судьи, изучающие матералы спорных дел.
Однако, то, что сейчас подобная схема в отношении "Балтийского завода" применена на самом высоком уровне и, по сути, признана легитимной, не может говорить о том, что и всем остальным бизнесменам теперь можно так делать. Скорее всего, избирательность и непредсказуемость будет сохранена и впредь, а правила игры останутся разными для разных участников рынка.