Выбирая профессию

Автор фото: Виктор Бартенев

В педагогических колледжах недавно поступившим на первый курс студентам, готовящимся к профессии учителя начальных классов, с первого занятия объясняют: преподаватель – это не просто профессия, это – призвание.

Первоклассная работа
В педагогических колледжах недавно поступившим на первый курс студентам, готовящимся к профессии учителя начальных классов, с первого занятия объясняют: преподаватель – это не просто профессия, это – призвание. В такие слова заставляют поверить истории самих учителей, которые, однажды решив для себя стать преподавателем, остаются верными профессии во всем до сих пор.
Те, кто работает в школах уже много лет, с уверенностью говорят, что профессия учителя, несмотря на ее сложность, обязательно окупается уважением и признательностью учеников. Учитель всегда остается в памяти человека надолго, а тем более – первый учитель. Елена Михайловна Муса-Оглы, преподаватель начальной школы в гимназии №70, говорит, что учителя оценивают свой труд и профессиональный успех совсем не в денежном эквиваленте, а в благодарности своих учеников. «Уже спустя много лет мои выпускники приходят ко мне и говорят «спасибо» за то, что я в них что-то вложила. Вот что важнее всего», – объясняет Елена Михайловна.
Учительница с улыбкой вспоминает и годы учебы, и свои  первые профессиональные шаги, и учительскую практику. Говорит, что сейчас, будучи учителем с большим стажем работы, практикантов и молодых специалистов ей приходится встречать в своей школе всё реже и реже. «Молодые не идут к нам, может, боятся ответственности, может – не слишком высокой заработной платы. Но и то и другое не должно останавливать будущего учителя, – убеждена Елена Муса-Оглы. – Да, в учительской профессии никогда зарплата не была главным, здесь работают не ради денег». Школы с радостью готовы принять молодых специалистов и предложить им нечто более ценное – любовь и признание детей. А тех, кто готов связать свою жизнь с преподаванием, всегда ждут в профессиональных средних и высших образовательных учреждениях.
Несмотря на это, по показателям за последние тридцать лет оказывается, что количество абитуриентов, которые подают документы в педагогические вузы, сократилось в шесть раз. Те, кто всё же решается исполнить мечту и связать свою жизнь с профессией педагога, часто выбирают первой ступенью к этому именно педагогические колледжи и лицеи.
Для школ сейчас молодой специалист, как говорится, на вес золота: даже не потому, что старшее поколение зачастую нуждается в замене, а из-за способности молодых лучше и быстрее адаптироваться к изменениям и инновациям, которых за последнее время в образовании появилось немало. Елена Михайловна рассказывает, что во время ее учебы существовала ещё большая нехватка молодых кадров в школах. Работать приглашали студентов четвёртых курсов. «Надо было помогать. Пришлось перевестись на вечернее отделение – учиться и работать одновременно». Учительница вспоминает, что 1 сентября, когда она впервые пришла в школу в роли преподавателя, ей не было и 18 лет. Это была гимназия № 70, в которой Елена Муса-Оглы работает и сейчас.
«Вначале, конечно, было тяжеловато, но всё-таки большой паники у меня не было, – рассказывает она. – Во-первых, потому что я попала в замечательный коллектив. Директор школы, тогда это была Светлана Панчошина, доверила мне первоклашек, а Людмила Дмитриевна Горячева, которая работала в параллельном первом классе, стала для меня наставником, за что я ей очень благодарна».
Где рождается талант
Многие учителя считают, что тяга к педагогике появилась у них в детстве. Елена Михайловна вспоминает, как ещё в дошкольном возрасте усаживала игрушки за импровизированные парты, давала задания, учила кукол и мишек. «Это была всего лишь игра, но, думаю, уже тогда возникли какие-то предпосылки к будущей профессии». Позже, уже в старшей школе, классная руководительница разглядела в своей ученице преподавательские способности и посоветовала поступать в педагогическое училище. Так Елена Муса-Оглы и сделала.
Педагогический колледж № 1 имени Н.А. Некрасова тогда был единственным учебным заведением, где готовили учителей со средним профессиональным образованием, где можно было, окончив девять классов в школе, уже начать готовить себя к будущей специальности. Считалось, что педагогические училища, как их тогда называли, открывают студентам больше возможностей проявить себя, чем вузы. Впрочем, среднее специальное педагогическое образование и сегодня имеет немало преимуществ перед университетским образованием. «У нас был повышенный уровень требовательности к учащимся, было больше материала и контроля, больше внимания», – вспоминает Елена Михайловна. Однако самое большое отличие – это количество времени, потраченного в процессе обучения на получение необходимой педагогической практики.
В колледжах Санкт-Петербурга практике всегда уделяли много внимания. Студенты и сейчас с улыбкой говорят, что во время учебы проводят больше времени в школе на уроках, чем в колледже на лекциях. Ирина Худовец, учитель начальных классов в школе № 94, тоже окончившая 1-й Педагогический колледж имени Н. А. Некрасова, вспоминает, что практические занятия начались для нее уже на втором курсе. «Мы разделялись на группы по шесть человек и в таких коллективах проходили практику сначала по внеклассной работе, потом, на третьем курсе, уже начались пробные уроки, а на четвертом – шли работать, преподавать. Оказалось, что это не так уж и сложно – у нас были хорошие методисты и учителя».
Ирина Геннадьевна преподает в школе уже больше тридцати лет и теперь сама принимает практиканток. Она говорит, что разница между педагогическими колледжами и вузами, которая была во времена ее студенчества, есть и сегодня: «Я могу сказать, что студенты, приходящие практиковаться из вузов, часто не знают в достаточной мере тех основ педагогики, которые знают выпускники средних профессиональных образовательных учреждений». Это потому, что активная работа с детьми даёт гораздо больше навыков и возможностей, чем зачастую однообразные лекционные занятия.
Школьные будни
Специфика преподавания в начальной школе подразумевает знание методики преподавания любого предмета программы начального общего образования – от русского языка и математики до музыки, рисования и физкультуры. Чтобы дать ответы на все вопросы любознательных первоклашек, приходится быть всесторонне развитым человеком. Но такая потребность далеко не минус профессии. Среди учителей начальной школы почти нет тех, кто хотел бы переквалифицироваться в предметника и ограничиться преподаванием всего одной науки. Может быть, именно такие широкие горизонты профессии, наряду с энергией и любовью учеников, не дают учителям начальной школы заскучать и задуматься о смене рода деятельности.
Но то, как сложится профессиональный путь преподавателя, зависит не только от образования, но и от коллектива, в который он попадет. Выпускники профессиональных колледжей часто выбирают в качестве старта для своей педагогической деятельности  школу, из которой совсем недавно вышли сами. Часто, и к счастью, многие так и остаются верны одному учебному заведению – в котором учились и в котором теперь учат. Ирина Худовец поступила так же: пришла в школу № 99, которую покинула четыре года назад.
«Когда я пришла в школу, мне, конечно, помогали учителя, которых я знала уже давно, так что трудностей с коллективом у меня не возникло», – говорит Ирина. За много лет в школе многое изменилось – теперь у нее уже другая специализация и даже другой номер – 94, но Ирина Геннадьевна и представить не в силах, как можно жить без этих родных стен.
Ирине Худовец приходится уделять школе немало времени, порой даже забывая про себя. Но она говорит, что по-другому учителем быть невозможно. «Те, кто с образованием не связан, никак не могут понять, как учитель, который проработал с детьми уже много лет, может думать о школе всегда и везде. Для них это странно. Но, приходя в нашу профессию, нужно быть готовым к тому, чтобы отдавать себя всю, либо не работать в ней вообще», – объясняет Ирина Геннадьевна.
Сейчас она занимается не только преподаванием в начальных классах. Ирина Геннадьевна уже много лет ведет группу продленного дня и с радостью соглашается на роль классного руководителя в старшей школе. Но говорит, что о том, чтобы стать учителем-предметником и работать со старшеклассниками, никогда даже не думала. «В первых классах всё совсем по-другому. Всё самое важное закладывается в детей именно в начальной школе; этот возраст показывает, как детки растут и развиваются», – объясняет свой выбор Ирина Худовец.
Несмотря на то, что с маленькими детьми работать гораздо сложнее, чем со старшими, Ирина Геннадьевна всегда без труда находит общий язык даже с только что пришедшими в школу первоклашками. «Самое главное – действительно любить детей. Если ты выбираешь эту профессию, то ты должен любить каждого ребенка и стараться для него, будь он из хорошей семьи или из неблагополучной, будь он здоровый или больной – они все должны получить частичку твоей души».
Идеальный учитель
В сфере образования в последние годы произошли большие перемены – меняются и стандарты обучения, и техническое оборудование, и даже сами ученики. Однако образ идеального учителя, который показали еще в замечательных советских фильмах «Большая перемена» и  «Доживем до понедельника», таким и остался. Каждый родитель школьника наверняка назовет одинаковые требования к учителю: он должен быть добрым, коммуникативным, должен любить детей и переживать за то дело, которым занимается. Может, таким же был и их учитель, который запомнился небезразличным и мудрым человеком, открывшим путь в мир знаний.
«Для меня настоящим примером учителя всегда была и осталась моя первая учительница. Мы, ее выпускники, до сих пор поддерживаем с ней связь, вот недавно, в День учителя, поздравляли ее, – рассказывает Елена Михайловна. – Я, наверное, всегда старалась быть такой, какой была она. Надежда Васильевна Тихонова отдавала нам всю себя, мы, как помню, не представляли ее отдельно от нас. Она всегда жила жизнью своих учеников, и мы это чувствовали». Елена Михайловна считает, что это качество передалось и ей. За те четыре года, которые дети проводят на ее уроках, Елена Михайловна успевает прожить с ними целую жизнь и отдаёт им частичку себя. «Мне всегда грустно расставаться с детьми, когда они переходят из начальной в старшую школу. Но они всё равно стараются меня не забывать – часто приходят в гости, звонят, пишут. А некоторые выпускники даже привели своих детей ко мне в первый класс», – улыбается Елена Муса-Оглы.
Среди выпускниц Ирины Геннадьевны и Елены Михайловны были те, кто решил пойти по стопам любимых учительниц и выбрал педагогическую специальность. «Две мои выпускницы недавно закончили педагогическое училище, институт, приходили ко мне на практику, – рассказывает Елена Михайловна. – Конечно, не все выпускники остаются работать по специальности. Но те, кому это всё-таки удается, получают гораздо больше, чем просто денежное вознаграждение за свою работу. У них есть шанс сохранить детство в своей душе на всю жизнь, ведь только находясь рядом с детьми, можно позволить себе самому всегда оставаться ребенком.
Оксана Ларионова