Несколько раз попадаешь пустой вилкой в рот, соседа определяешь по голосу, а лягушачьи лапки принимаешь за рыбу - так выглядит ужин в петербургском ресторане мировой сети Dans le Noir?, в котором кормят в абсолютной темноте.
Сеть Sokos Hotels открыла при отеле на Васильевском острове ресторан Dans le Noir? ("В темноте?"), приобретя франшизу у французской компании Ethik Investment. Концепция всех ресторанов сети в Лондоне, Париже и других городах одинакова: гости делают заказ в освещенном холле, причем выбрать можно не конкретное блюдо, а тип ужина: мясной, рыбный, вегетарианский или сюрприз от шеф-повара. Ужинать предлагается в абсолютной темноте, а узнать, что же было съедено можно только в конце трапезы.
На деле выглядит это так: посетителей собирают в холле группами от 9 до 14 человек. Перед входом в зал, скрытым тяжелыми бархатными шторами, каждого попросят сдать все светящиеся в темноте предметы: мобильные телефоны, часы. Затем каждая команда едоков проходит в абсолютно темный зал, взявшись рукой за плечо соседа, а другой придерживаясь стены, обитой чем-то мягким. Сидеть каждой команде придется за одним столом.
Рассаживает каждую группу прикрепленный к ней незрячий официант - во всех заведениях сети на эту должность набирают исключительно инвалидов по зрению. В темноте не видно совсем ничего, и чтобы сориентироваться приходится ощупывать "местность" руками: на столе оказываются салфетка с приборами, бокалы, бутылка с водой, а край стола оказывается почему-то липким. Когда же начинается ужин, то главная забота каждого гостя охранять свои фужеры от соседей-незнакомцев - стол, похоже, не слишком большой, стаканы легко перепутать. Пользоваться приборами оказывается также не просто: через раз вилка попадает в рот пустой и к концу ужина уже отчаянно хочется пощупать не видимую еду руками. Интересно, что в темноте вкусовые ощущений действительно обостряются и практически все поданные блюда можно угадать, за исключением, пожалуй, лягушачьих лапок.
Посетители реагируют на темноту по-разному. "Сюда только с бойфрендом ходить", - вздыхает девушка справа. "Мне нужно срочно отправить смс. Под столом можно?", - вопрошает взволнованный мужской голос. "Я к чему-то прилипла! Зря красиво оделась, говорили мне, что нужно было в бадлон и джинсы!", - слышится издалека. В целом в зале царит гул, видимо так посетители стараются обозначить свое присутствие. За некоторыми столиками разворачивается настоящая веселая пирушка, как будто посетители решили для себя, что это в последний раз.
Как рассказал генеральный менеджер Sokos Hotel Palace Bridge Юкка Райзанен, ресторан рассчитан на 60 посадочных мест, а средний счет составит 2,2 тыс. рублей. Инвестиции в проект в компании не раскрывают, но известно, что первоначальный взнос при покупке франшизы составляет 40 тыс. евро, а роялти - 4,6% годового оборота. По оценке экспертов, за счет того, что интерьера все равно не видно, могло быть вложено $50 - 200 тыс. Юкка Райзенен утверждает, что ресторан в Петербурге будет единственный в России, работающим под брендом Dans le Noir? На вопрос об аналогичном столичном заведении, открытом несколько лет назад, владельцы франшизы отвечают очень эмоционально: "Отношения с ними мы разорвали, они не платят нам ежегодных отчислений! Будем с ними судиться, они до сих пор используют наше название и концепцию", - сообщил представитель Ethik Investment.
Ресторан может просуществовать в городе несколько лет, прогнозируют эксперты петербургской индустрии общественного питания. "Всем интересно получить такой опыт, посетителей такое заведение заинтересует. Но надолго ли? Из оригинального у нас пока есть только панорамные виды и любопытные названия", - говорит ресторатор и глава петербургского отделения ФРИО Леонид Габрар. С ним согласен глава ресторанной группы "Тритон" Константин Белый: "Не думаю, что они смогут продержаться лет семь–восемь. Но расходы отобьют и даже неплохо заработают", - предположил он.