Прибрежные пространства необыкновенно привлекательны, как с инвестиционной, так и с архитектурной точки зрения. Но Петербург, город на воде, этот свой ресурс использует крайне неэффективно. "ДП" рассмотрел мировые примеры освоения таких территорий и примерил их на наш город.
В черте Петербурга протекает почти сотня рек, общей
протяженностью 300 км, из которых 30 км — в центре города. Значительная часть
прибрежной территории занята промышленными зонами, здесь располагаются как
функционирующие заводы, так и те, что сдают свои помещения под офисы и иные
цели.
"Самый большой ресурс в рамках развития прибрежных зон – это
использование бывших промышленных территорий, их редевелопмент. Они должны
превратиться в экологичные районы с паритетом природы и застройки. Их нужно
максимально озеленить, создать комфортные, человеческие условия для жизни.
Делать мемориально-гранитные набережные — это позапрошлый век",- уверен доктор
архитектуры, профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ
Валерий Нефедов.
Давно поняли это за рубежом, на бывших промышленных
территориях вдоль рек создаются общественно-деловые, жилые и рекреационные зоны.
В Петербурге этот процесс идет не в полную силу.
Кайл Патчинг, директор по развитию консалтинговой компании
Maris |CB Richard Elli уверен, что благодаря уникальному культурному наследию
Петербурга и системе рек и каналов в городе существует множество объектов,
которые идеально подходят для такого вида редевелопмента. К тому же объекты,
имеющие вид на воду, по данным эксперта, возрастают в стоимости на 20 %.
Читайте также:
В Зеленогорске обсудят "прибрежную" архитектуру
"Реконструкция положительно скажется, как на экономике и
внешнем виде города, так и на туристической привлекательности региона. Также это
позволит улучшить экологическую ситуацию в городе, сохранить культурное
наследие, создать новые рабочие места. Нет однозначно правильного пути создания
таких проектов, каждая территория требует индивидуального подхода. И конечно,
для успеха проект должен содержать в себе смешанные функции", - считает Кайл
Патчинг.
Недавно выбран главный архитектурный консультант проекта
развития острова Новая Голландия. Если все пройдет удачно, то этот проект может
стать хорошим примером освоения прибрежной зоны в Петербурге. Впереди
освоение Ново-Адмиралтейского острова, территорий Балтийского завода и других
промышленных зон. По данным Maris общая площадь индустриальных зон города
составляет 10,5 тыс га, из них для редевелопмента предназначены 3-4 тыс га.
В мировой практике существуют различные примеры
редевелопмента прибрежных пространств. Это как деловой квартал Canary
Wharf на Собачьем острове в Лондоне, расположенный на месте бывших доков и
застроенный теперь небоскребами. Так и Fort Myers во Флориде,
предполагающей редевелопмент территорий старого порта и восстановление
исторического центра города.
Есть примеры, когда на обновленной территории частично
сохраняется промышленная функция. В комплекс Dockside Green в
Виктории, Канада, помимо офисов, жилья и общественных зданий входят пекарня и
завод по газификации биомассы. По мысли авторов проекта этот район будет
полностью обеспечивать себя энергией.
Также в Канаде, в Ванкувере реконструированный
индустриальный район Granville Island наделили учебной функцией, здесь
расположился Университет искусств и дизайна.
Проекты редевелопмента прибрежных территорий в Петербурге
существуют точечно, а без общей, хотя бы примерной концепции развития мы рискуем
набить шишки на чужих ошибках. Майкл Бэар, лорд-мэр Лондона во время своего
визита в Петербург отметил, что власти британской столицы допустили ошибки как
раз в развитии прибрежных территорий.
"В Лондонском Сити невозможно прогуляться вдоль всего берега
Темзы, некоторые пространства на набережных закрыты для горожан. Это безусловно
просчет, градостроительная ошибка. Надо было сделать здесь больше общественных
пространств", - рассказал Майк Бэар.
Примером такой прогулочной зоны может послужить River
walk Project в Детройте, США. Здесь уже реконструировано более 5 км набережных,
вдоль которых разбиты парки, разместились фонтаны, карусели, кафе, дорожки для
велосипедистов и многое другое.
Этот пример хорошо иллюстрирует, что совместно с
редевеломпентом прибрежных промышленных территорий обязательно должен идти
процесс обустройства непосредственно набережных — как в местах этого
редевелопмента, так и на уже существующих участках.
"Структура береговых территорий везде должна формироваться с
учетом устойчивой привлекательности прибрежных зон, а потому необходимо
разумно коммерциализировать береговые пространства. Вода — это
суперэффективный экономический ресурс, все, что выходит к воде приносит деньги.
Нормой развитых стран является развитие всех видов активного досуга на берегах
водоемов, включая размещение пунктов проката водных велосипедов, аквабайков,
кафе и пляжных понтонов", - отметил Валерий Нефедов.
Существует много примеров набережных в южных странах, но
даже в странах с похожим на нас климатом — в Финляндии, Швеции — давно научились
создавать прибрежные территории, положительно влияющие на качество жизни. Там, в
северных условиях, сделано все, чтобы человек, как можно дольше мог находиться у
воды и содержательно проводить время.
"Отсутствие реально средового дизайна в Петербурге и
увлечение мертвыми массами гранита при заполнении набережных все дальше
отодвигает нас от возможности реализовать для населения преимущества города на
воде", - уверен Валерий Нефедов.
Преимущества эти заключаются и в использовании
непосредственно водного пространства. Например, в Париже, Берлине и
Нью-Йорке существуют плавучие бассейны, где любой желающий может поплавать в
чистой воде на свежем воздухе, рядом оборудованы дощатые пляжи. Этим летом в
Москве на территории парка Горького также открылся дощатый пляж, в Петербурге же
дальше инициативы Фрунзенского района по открытию "мобильного пляжа",
включающего душ и пункт выдачи лежаков дело пока не идет.
Еще раньше, в 2009 году, в Москве был проведен конкурс
"Москва-река в Москве". Результатом его стал десяток архитектурных
решений для объектов на воде - и галереи, и гостиницы, и бассейны. Теперь, с
приходом в столицу Сергея Собянина подобные проекты имеют все
шансы воплотиться в жизнь. По крайней мере обсуждения развития
прибрежных пространств здесь снова активно ведуться.
Мастерская Михаила Мамошина по заказу холдинга "БестЪ" в прошлом году
разработала концепцию
плавучих парковок, которые по замыслу должны помочь решить транспортные
проблемы Петербурга. Объем вложений по оценкам инвестора - порядка
$4 млн в стоянку на 100 машиномест.
"Река всегда выполняла инфраструктурные функции. Например,
на воде располагались баржи для дров, но точно также здесь может быть и
парковка. Сегодня мы имеем в основном примеры развлечений на воде и
технологические объекты, связанные с судоходством. Городу нужны новые идеи,
особенно учитывая нехватку земли в центре города", - отметил архитектор Михаил
Мамошин.
Но практика показывает, что развлекательные функции на воде
в Петербурге реализовать тоже не так просто. Так, построенный в 2005 году
московской группой "Фарсей" развлекательный комплекс в стиле модерн "Рыба-кит"
так и не нашел места, чтобы надолго пришвартоваться в Петербурге — в центре
города ему быть не разрешили, а в других местах комплекс не прижился. В 2009
московский клуб "Солянка" открыл в Петербурге на Университетской наб. кафе-бар
"Ласточка", установленное на двух дебаркадерах. После этого Всемирный клуб
петербуржцев при поддержке чиновников добился осуждения "эстетически
несостоятельного комплекса, грубо нарушившего ценные городские виды".
Валерий Нефедов считает, что проблема Петербурга в том, что
он слишком держится за прошлое. "Стереотипы историзма мешают городу развиваться.
Нам нужно избавиться от комплексов и двигаться вперед", - считает доктор
архитектуры. Первым шагом по мнению Валерия Нефедова, должно стать проведение
конкурса на устройство какой-нибудь прибрежной территории.
"Мы очень отстали от европейских стран в плане развития
прибрежных территорий. Набережная Европы – это та территория, которая могла бы
послужить шагом в этом направлении, стать примером, но ее просто застроят
фасадами из зданий. У нас есть территория Морской набережной, которая на самом
деле так набережной и не стала. Эта береговая зона находится в ужасном
состоянии, вот с нее бы я и начал", - заключил Валерий Нефедов.
Профессор СПбГАСУ считает, что к конкурсу необходимо будет
привлечь молодых архитекторов, потому что именно молодого креативного сознания
не хватает нашему городу.
Кайл Патчинг считает, что за последние 10 лет Петербург
сильно продвинулся в деле развития территорий и предлагает подойти
более основательно именно к редевелопменту прибрежных индустриальных зон. По его
мнению, необходимо создать генплан развития этих территорий.
"Необходимо создать всесторонний и последовательный план,
учитывающий нужды и интересы всех заинтересованных сторон. А у нас тут четыре
игрока — это собственники территорий, девелоперы, администрация и обычные
граждане Петербурга. Например, город может создать льготные налоговые условия
для девелоперов при условии включения в проект общественной, жилой функции.
Тогда у инвестора появятся деньги, чтобы оплатить переезд собственника, который
получит новое современное производство. Город же получит привлечение денег,
туристов, улучшение экологии и все то, о чем я говорил ранее", - заключил Кайл
Патчинг.
По мнению Кайла Патчинга развитию прибрежных территорий
поможет проведение конференций, круглых столов, совещаний, на которых бы все
участники процесса могли бы внести свои рекомендации в такой
план.