Плохие дороги как результат демпинга и плохого обслуживания

Причины низкого качества городских дорог кроются в непродуманной системе ценообразования и в несовершенстве процедур проведения торгов, уверены эксперты.

По предварительным оценкам городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры в дорожном фонде, в 2012 г. на финансирование дорожных работ будет заложено 17,1 млрд рублей.
Однако, по мнению генерального директора НП «Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса» Юрия Агафонова, этого явно не хватает, на текущее содержание и новое строительство дорог в год требуется порядка 40 млрд рублей.
По словам гендиректора автомобильно-дорожной компании «Резерв» Андрея Жирёнкина, официальные сметные программы не учитывают половину современных технологий и цен, как результат -- неполная и неправильная оценка стоимости работ. «Отсюда и дополнительные работы -- за счет подрядчика и компенсация материалов по сметной стоимости едва дотягивает до рыночных цен, соответственно подрядчик вынужден использовать заведомо более дешевые материалы и технологии и, понятно, качество от этого не выигрывает», -- подчеркивает эксперт.
Торги с изъянами
Ценовой вопрос по-прежнему актуален и при проведении торгов. «В прошлом году демпинг на городских дорожных тендерах в среднем составил порядка 30-40%», -- говорит Юрий Агафонов. По его словам, необходимо вводить предквалификационный отбор, где бы учитывался предыдущий опыт исполнителя в подобных проектах, а также рассматривались бы технологические решения и инновационные разработки, которые будут предложены в дальнейшей работе по заказу.
Есть у участников рынка вопросы и к срокам проведения торгов. «Деньги выделяются, когда хотят, тендеры часто переносятся на более поздний срок, при этом подрядчик должен вовремя закупить материалы и завезти на склад. Сами работы компании часто вынуждены завершать в холодный сезон», -- говорит заместитель генерального директора по строительству «А-Проект» Евгений Бучнев.
Тормозят с ремонтом
Отсутствие должного финансирования сказывается и на качестве обслуживания уже построенных дорог. «По нормам каждые 3 года должен производиться ремонт верхнего покрытия, но по большинству адресов это делается первый раз через 7-10 лет после сдачи объекта. В итоге часто приходится делать капитальный ремонт вместо текущего», -- говорит Юрий Агафонов. При этом, как отмечают участники рынка, государство постоянно увеличивает сроки гарантийных обязательств по госконтрактам, по сути, перекладывая ответственность за ситуацию с содержанием опять-таки на плечи подрядчиков.
В итоге и без того заниженная на этапе проектирования, составления сметы, понижения на торгах, скрытой экономии в процессе выполнения работ, откатах чиновникам стоимость работ играет на снижение качества автодорог таким образом, что о нем и говорить не приходится. Мы просто латаем дыры, и процесс этот замкнутый», -- подчеркивает Андрей Жирёнкин.
Деньги на дорогу
По словам вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова, в 2011 году на капитальный и текущий ремонт и строительство дорог в Петербурге будет выделено 46-47 млрд рублей.
Адресная программа этого года включает более 350 адресов.
Дорожный бюджет
Из 46-47 млрд рублей, которые запланировано выделить на дорожные работы в 2011 г. в Петербурге, 25 млрд составят облигации, которые выпустит ОАО «Западный скоростной диаметр». Средства пойдут на строительство трассы.