Впервые в Петербурге социологи сосчитали детей мигрантов. Оказалось, что их не так много, как кажется, и никаких проблем они не создают. Обстановка в бедных школах такова, что русские дети демонстрируют нелюбовь к школе, а мигранты, напротив, стараются учиться хорошо, и этим завоевывают любовь учителей.
  Петербургская лаборатория "Социология образования и науки" 
провела масштабное исследование. Социологи опросили 7300 петербургских 
школьников и 3500 московских, чтобы узнать, к какому этносу они себя относят 
сами и как относятся к другим этносам. Оказалось, что 88,5% опрошенных детей 
называют себя русскими, а доли других национальных меньшинств колеблются вокруг 
одного процента. Так, народов Северного Кавказа в Петербурге 0,8%, народов 
Средней Азии 1%, азербайджанцев 1,7%. Примерно такие же цифры приходятся на все 
другие этносы. Только украинцев, белорусов и молдаван значительно меньше других 
- 0,3%.
  Ученые считают, что полученные данные можно экстраполировать 
на этнический состав всех петербургских школ. Так, по данным Комитета 
образования, в 2010 году в Петербурге учились 360 тысяч школьников. 
Соответственно, приезжих из них 41,4 тысячи человек.
  "Слухи о том, что в Петербурге слишком много детей 
мигрантов, сильно преувеличены", - делает вывод один из авторов исследования 
Даниил Александров, профессор Высшей школы экономики.
  Однако когда исследователи спрашивали детей, явно 
принадлежавших к этническим меньшинствам (такие выводы делались по их имени, 
фамилии, разрезу глаз, чертам лица, оттенку кожи), к какому этносу они себя 
относят, 23,6% назвали себя русскими. Этот феномен, по словам Даниила 
Александрова, требует отдельного изучения. 
Читайте также:
К 2050 году треть жителей России составят мигранты
  Предварительная гипотеза состоит в том, что либо дети 
искренне считают себя русскими и готовы адаптироваться в иной культурной среде, 
либо таким образом уходят от ответа на вопрос о своем этносе, считая его 
дискриминирующим.
  Только 27% всех детей мигрантов принадлежат к так 
называемому первому поколению миграции, то есть родились в семьях, где родители 
плохо интегрированы в российскую культуру сами и не могут привить таких навыков 
детям. Они испытывают проблемы с обучением русскому языку и в целом с учебой. 
73% приезжих детей ни в чем не уступают своим местным сверстникам.
  Другая положительная сторона исследования состоит в том, 
что, оказывается, дети мигрантов не подвергаются дискриминации в школах. 
Негативное отношение и желание выдавить их из школы проявляется только по 
отношению к детям, приехавшим в Россию относительно взрослыми. Поводом для 
дискриминации служит не столько их происхождение само по себе, сколько плохие 
успехи в учебе, которые портят школьные показатели.
  "Так сложилось, что приезжие дети попадают в бедные и плохо 
укомплектованные школы на окраинах Петербурга. Интересно, что эти школы и раньше 
работали с приезжими, только тогда они назывались лимитчиками. Поэтому школы 
толерантны к приезжим детям. А в условиях подушевого финансирования в сочетании 
с демографическим кризисом дети мигрантов для бедных школ просто клад", - 
считает Даниил Александров. Социально-психологическая обстановка в бедных школах 
такова, что русские дети демонстрируют нелюбовь к школе, а мигранты, напротив, 
стараются учиться хорошо, и этим завоевывают любовь учителей.
  Валерия Иванюшина, старший научный сотрудник лаборатории 
"Социология образования и науки", соавтор исследования, отмечает, что в школьном 
возрасте у детей нет неприязни друг к другу по этническому признаку или по 
социальному статусу семей, что показали интервью с учениками. Однако если дети 
этнического большинства выбирают друзей независимо от их национальной 
принадлежности, то дети из этнических меньшинств отдают предпочтение своим 
соотечественникам.
  Закономерно возникает вопрос, где в таком случае учатся 
подростки-скинхеды, которые преследуют и избивают детей мигрантов? 
Предварительная гипотеза состоит в том, что в среде националистически 
настроенных подростков не принято причинять вред одноклассникам- 
мигрантам.

