В Петербурге развернулась война за исторический квартал

Автор фото: Trend

Однокурсник премьер-министра, бывший пресс-секретарь губернатора, сын д'Артаньяна, однофамилец ректора Университета профсоюза и загадочные происшествия — это не детектив, а всего лишь история одного квартала в центре Петербурга, за который сейчас развернулась война.

В центре Петербурга — очередной конфликт. Владелец сети Nevsky Hotel Group Михаил Березин может инициировать смену руководства ТСЖ "Невский 22-24". В домах, расположенных по этому адресу, находятся его мансарда и два отеля: Grand и Deluxe.
Под управлением ТСЖ находится восемь домов–памятников вокруг лютеранской церкви святого Петра (Петеркирхе). По оценке жильцов дома, общая площадь его мансард, построенных и разрешенных к строительству, составляет около 7 тыс. м2.
Эксперты "Делового Петербурга" считают, что цена этих мансард может доходить до $8,5 тыс. за 1 м2. Таким образом, городской бюджет при их продаже мог бы заработать до $60 млн. Однако сейчас ключевую роль в их распределении играет ТСЖ.
С момента создания в 2006 году ТСЖ возглавляет Александр Мошкалов, президент известной в 1990-е годы риелторской компании "Любимый город" (есть версия, что среди его инвесторов Михаил Боярский и Александр Розенбаум). В правление ТСЖ входит управляющий партнер петербургского офиса адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Илья Никифоров (главу адвокатского бюро Николая Егорова СМИ называют однокурсником премьера РФ Владимира Путина).
Членом правления товарищества также является Сергей Боярский, сын Михаила Боярского. Сам знаменитый д'Артаньян сейчас возводит мансарду в доме на углу Невского пр. и Караванной ул.
В августе 2010 года ТСЖ распределило новые чердаки. Среди тех, кто получил право на их реконструкцию, — Алла Пасяда (такие же фамилия, имя и отчество у жены вице-губернатора Ленобласти Николая Пасяды) и Юрий Запесоцкий (его фамилия, имя и отчество полностью совпадают с Ф. И. О. сына президента Гуманитарного университета профсоюзов Александра Запесоцкого). Ранее мансарду в одном из домов по этому адресу получила бывший пресс-секретарь губернатора Петербурга Наталия Фоменко-Кутобаева. Супруги Александр и Ирина Мошкаловы также реконструировали несколько чердаков в мансарды и многоуровневые квартиры.
Ряд жителей дома высказывают мнение, что на происходящие при этом строительстве вопиющие нарушения охранных обязательств городские власти не обращают никакого внимания. По словам активной участницы антимансардной коалиции Татьяны Борисовой, в доме не прекращаются скандалы, судебные процессы и загадочные смерти. То тело кого-то из жильцов найдут в кухне с табуреткой на голове, то собственника жилья не пускают в собственную комнату, потому что она превращена в гостиничный номер.
Еще один жилец дома, Петр Степанов, рассказывает, что для входа в мансарду Наталии Кутобаевой, которая находится над его квартирой, в охраняемом законом историческом перекрытии на последнем этаже дома прорубили дыру, установили два марша новодельной лестницы, а все жалобы в КГИОП остались без ответа.
При этом комплекс Петеркирхе как памятник федерального значения находится под самой суровой охраной закона об объектах культурного наследия. Менять здесь нельзя практически ничего: ни габариты зданий, ни конфигурацию крыш, ни интерьеры парадных и квартир. Часть зданий считаются выявленными памятниками. В Петербурге действует запрет на любые строительные работы, производимые в таких домах, до уточнения их окончательного статуса. Однако именно в этих зданиях развернулась реконструкция.
Сейчас дом №10 по Большой Конюшенной ул. перестроен под отель, а на доме №5 по Малой Конюшенной ул. растут надстройки над крышами.
В результате симметрия квартала, которую задумывали архитекторы прошлого, оказалась полностью нарушенной. Кстати, на упомянутом выше запрете погорели инвесторы печально знаменитого дома Рогова, несколько лет дожидавшиеся снятия с объекта статуса выявленного памятника. Не дождавшись, застройщики были вынуждены отказаться от своих планов.
В начале декабря 2010 года жильцы передали в редакцию "Делового Петербурга" две листовки, которые распространялись в доме. В первой из них, в частности, сообщалось, что семья Мошкаловых завладела чердаками, якобы используя должностное положение в правлении ТСЖ. По всей видимости, в ответ другая сторона информировала жильцов, что в "Невском Гранд Отеле" произошла незаконная реконструкция, а его руководство произвело самозахват лестничных клеток и чердаков.
В Nevsky Hotel Group эту информацию назвали ложью. Как пояснил адвокат компании Дмитрий Ильин, Михаил Березин возглавлял в ТСЖ ревизионную комиссию и якобы обнаружил многочисленные факты финансовых злоупотреблений. Однако когда он потребовал провести аудит, его отстранили от должности.
Дмитрий Ильин полагает, что отстранение незаконно и Михаил Березин по-прежнему будет требовать от ТСЖ отчета. "Мошкалов, похоже, считает этот дом своей вотчиной и думает, что он может делать там все что угодно", - высказал мнение юрист.
Как выяснил "Деловой Петербург", "война компроматов" разгорелась не случайно: 31 декабря заканчивалось заочное голосование по выборам председателя ТСЖ. Сейчас его результаты обе стороны толкуют в свою пользу.
Ирина Мошкалова сообщила, что ее муж сохранил пост председателя ТСЖ. За него проголосовали собственники помещений общей площадью 16 тыс. м2 (1 м2 равен одному голосу) при всей площади владений чуть более 30 тыс. м2. Она подчеркнула, что за председателя голосовали именно жильцы, которые его работой довольны.
 "До сих пор на распределение чердаков никто не жаловался", — утверждает Ирина Мошкалова. Она опровергла информацию о якобы имевших место финансовых нарушениях со стороны ТСЖ и сообщила, что за защитой от "многомесячного прессинга" товарищество обратилось к президенту РФ Дмитрию Медведеву.
По данным Nevsky Hotel Group, владельцы 16 тыс. м2 проголосовали не за, а против Александра Мошкалова. Среди них — чиновники Центрального района, представляющие в ТСЖ город. На момент их голосования районом еще руководила Светлана Штукова, которая затем уступила свое место Марии Щербаковой.