Реклама кредитов станет честнее

Автор фото: "ДП"

ФАС обяжет банки указывать в рекламе полную стоимость кредитов шрифтом одной величины. Эксперты считают, что этого недостаточно и банкиры будут более гибко подходить к рекламе.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обяжет банки в рекламе розничных кредитов указывать их реальную стоимость тем же размером шрифта, что и информацию о минимальной ставке. Кроме того, в кредитном договоре данные о полной стоимости кредита будут теперь занимать не менее 5% площади первой страницы.
Соответствующие по­правки уже согласованы со всеми ведомствами и внесены в правительство. Банки выполняют предписания ФАС и Центробанка лишь формально, негодуют антимонопольщики. По их данным, в 90% случаев выдачи розничных кредитов банки показывают будущему заемщику реальную ставку лишь за несколько минут до подписания договора.
Чиновники последние 5 лет, еще с начала роста по­требительского кредитования, ведут борьбу с банками о несоответствии указываемых ставок и реальной стоимости кредита. Например, реальная стоимость розничных кредитов в крупных банках выше на 5–10% при номинальной ставке 15–18%, в других же разница может достигать 50%.
Роспотребнадзор и прокуратура регулярно проводят проверки в банках по жалобам клиентов. А в феврале этого года в Закон "О банках и банковской деятельности" были внесены поправки, запрещающие банкам в одностороннем порядке изменять условия кредитных договоров.
Реклама кредитных продуктов в первую очередь ориентирована на продвижение экспресс–кредитов, но эксперты сомневаются, что меры ФАС будут эффективны. "Большинство потребителей выбирает банк исходя из величины кредита, который тот готов выдать, и размера ежемесячных платежей", — говорит начальник аналитического отдела ИК "Ленмонтажстрой" Дмитрий Кумановский. Размер ставки часто отходит на задний план, добавляет он.
"Банк "Ренессанс кредит" в сентябре начал продвигать розничный кредит, указывая в рекламе его полную стоимость — 20% при годовой ставке 18,8%, однако поток клиентов не сократился: более 95% кредитов наличными выдается именно по этому продукту", — отмечают в банке.
Эффективность банков­ской рекламы не пострадает, вместо ставок банкиры будут продвигать сроки и размеры переплат по кредиту, считают эксперты. Банки смогут найти лазейки, например, они могут указывать реальную ставку на более короткий срок и не раскрывать в рекламе фактического срока кредита, подсказывает Дмитрий Кумановский.
По словам управляющего филиалом ОТП банка в Петербурге Юрия Леонова, размер штрафа за нарушение предписаний ЦБ и ФАС может быть не столь значителен, однако банкиры опасаются жалоб клиентов и проверок, поэтому будут осторожнее относиться к прямой рекламе ставок.