Заводы — художникам

В нынешнем году во многих городах России на заводах, не восстановившихся после индустриального кризиса, прошли выставки современного искусства. Выведенные из эксплуатации промышленные зоны есть почти везде. Одна из возможностей оживить эти мрачные пространства — сделать там арт–проект.

Вместо тракторов
Только что на Онежском тракторном в Петрозавод­ске состоялась выставка фотографий Юрия Пальмина и Натальи Ульяновой (куратор Андрей Кудряшов). В бывшем цеху были показаны снимки индустриальных руин, в которые превратилось советское градообразующее предприятие, а также портреты трудившихся здесь рабочих.
Впервые после прекращения работы завода можно было попасть на его территорию и вспомнить о его былой славе. Фотовыставка предваряла конкурс проектов реконструкции Онежского тракторного в большой торгово–развлекательный комплекс. В Екатеринбурге в начале осени Государственный центр современного искусства провел Первую уральскую индустриальную биеннале. Она не только оживила жизнь города, но стала событием российского масштаба.
Индустрия
В Европе и США художники уже давно обживают заброшенные индустриальные пространства. Одним из наиболее ярких проектов подобного рода является парижский Музей д’Орсэ — коллекция модернистского искусства второй половины XIX века, разместившаяся в здании бывшего вокзала. В Берлине у него есть двойник — Гамбургский вокзал, теперь тоже музей. Лондонский Тэйт занял здание бывшей электростанции, в нью–йоркском Челси, бывшем районе складов, сейчас знаменитый квартал галерей.
В России 2000–х умершие заводы перестраиваются не в музеи, а в центры современного искусства. В Москве в «Винзаводе» несколько ведущих галерей совместно­ с дизайн– и фэшн–студиями и бутиками создали новый модный культурный комплекс. В двух других столичных арт–центрах — «Гараже»­ и «Красном Октябре» — делают выставки звезд современного искусства и молодых художников.
Петербургский Лофт Проект «Этажи», располагающийся в здании хлебозавода, похож на «Винзавод». Каждый день здесь на выставках, концертах, кинопоказах и в бутиках бывают сотни посетителей. Завод «Красное знамя», построенный при участии знаменитого конструктивиста Эриха Мендельсона, проводит разовые акции. Например, летом тут была инсталляция французской художницы Татьяны Муро. На бывшей фабрике «Большевичка», недавно ставшей арт–центром «Ткачи», тоже проходят арт–проекты.
Реконструированная часть завода «Красный треугольник» — еще одно место, где можно культурно отдохнуть. Впрочем, гораздо эффективнее была выставка «Русская красота», прошедшая год назад в соседних разрушенных цехах.
На ней 40 петербургских художников продемонстрировали современные образцы национальной художественной формы.
Не гиблое место
За последние годы русское искусство доказало, что промышленная зона — не гиблое место. Это стало очевидно даже чиновникам Минкульта, поддержавшим Первую индустриальную биеннале в Екатеринбурге. Минобразования тем временем объявило курс на возрождение профобразования и создание новой трудовой этики.
Наверно, когда–нибудь дело дойдет и до возрождения старых заводов.
Станислав Савицкий, арт–критик