"Сверхдоходов уже не будет"

Автор фото: "ДП"
Максим Шубарев

Председатель совета директоров холдинга Setl Group Максим Шубарев в интервью "Деловому Петербург" прокомментировал претензии общественности к строительству квартала "За гербом" у парков Петергофа, объяснил, будут ли сверхдоходы у строителей, и рассказал, сколько сейчас стоят квартиры.

"ДП": Максим Валерьевич, кризис что–то изменил в стратегии вашей компании?
Максим Шубарев: До кризиса многие крупные холдинги, в том числе и мы, все время занимались открытием каких–то новых направлений: девелоперы жилищного строительства вдруг начинали строить бизнес–центры, компании, у которых только и было что небольшие деревообрабатывающие производства и которые успешно строили за городом, брали пятна для строительства жилья в городе. Мы же для себя сделали следующий вывод: если что–то хорошо получается, значит, надо в этом направлении и развиваться, а не думать: вдруг еще в чем–то другом так же хорошо получится.
"ДП": Это какой–то новый подход? Когда начался кризис, все, наоборот, заговорили о диверсификации.
Максим Шубарев: У нас есть три компетенции, которые мы будем развивать: это девелопмент, подрядная деятельность (выступление подрядчиками на свободном рынке и работа с госзаказом) и продажа жилья на первичном и вторичном рынках, с которой мы и начинали. Это то, что мы умели и умеем выполнять, на чем мы выживали и жили в кризис. И, наверное, еще очень многого внутри этих компетенций мы можем достичь. Это не значит, что мы будем отказываться от своих бизнес–центров, но, наверное, в ближайшее время это направление развивать не будем. Как и малоэтажное строительство.
"ДП": В какой стадии сейчас находится ваш проект в Петергофе — квартал "За гербом"? (о разразившемся скандале с комплексом читайте здесь>>>)
Максим Шубарев: Сегодня это один из самых сложных проектов для холдинга. Дома, которые там стоят, выглядят ужасно, и это вчера хорошо проиллюстрировали фотографии в вашей газете. На сегодняшний день мы уже расселили там десятки жителей, предоставив им гораздо лучшие условия для жизни. А сейчас я слышу некие общественные возгласы протеста в отношении этих начинаний. И если это действительно мнение людей, а не политический заработок, то могу сказать одно: на сегодняшний день привлечение инвестора к данной территории — единственная возможность привести ее в порядок.
Безусловно, нужно бережно относиться к памятникам архитектуры. Речь не о том, что инвестор снесет все памятники и понастроит стекляшек, а о том, что мы постараемся комплексно восстановить эту территорию. Но если это восстановление людям, живущим на этой территории и вокруг нее, не нужно — мы готовы это учесть. Сегодня у нас есть ряд более интересных и рентабельных проектов. И если кто–то хочет оставаться жить в развалинах, мы ему этого не запретим.
"ДП": А в жилищном строительстве ваш самый главный проект — это "Семь столиц" в Кудрово?
Максим Шубарев: Один из главных. Появление сразу после кризиса крупных проектов на границе Петербурга и области — тенденция закономерная. И мы были одними из первых, кто решил это для себя попробовать, замахнулись на крупный проект, который называется "Семь столиц", и начали его реализовывать. Я знаю, что и в других крупных проектах жилищного строительства, которые были заморожены, сейчас начинается какое–то движение. Но у нас уже не движение, а вовсю стройка, и мы довольны результатами.
Это интересная, новая задача — создание мегаполисов, и это однозначно перспективный путь. При этом важно, что там будет единая социальная среда и территория очень близка к городу.
"ДП": Сколько уже продано и по какой цене?
Максим Шубарев: Сто договоров в месяц у нас уже смело есть. Средняя цена продажи — 64 тыс. рублей. Покупают в основном петербуржцы, причем я не вижу в данном случае проблемы с областной пропиской. Нет ярко выраженной проблемы с продажами из–за того, что они не хотят жить в Ленобласти. Тем более что здесь много дополнительных льгот, например, регистрация автомобиля намного дешевле, чем в Петербурге. Людей больше волнует не прописка, а завязанность на инфраструктуру. Эта же территория настолько близка к городу, что с инфраструктурой здесь все в порядке. Поэтому мы не видим на сегодняшний день каких–то явных минусов в проекте на территории области и не будем заниматься политикой привлечения клиентов под петербургскую прописку.
"ДП": Вы ведь уже не только девелоперы, но и соинвесторы проекта?
Максим Шубарев: Действительно, сегодня в Кудрово мы владеем 50 га, на которых планируем построить 500 тыс. м2 жилья. Это почти половина всего участка проекта. При этом девелоперский проект у нас сделан на всю территорию. И сейчас мы ведем с владельцами переговоры о том, чтобы увеличивать свою долю земли в данном проекте.
"ДП": Посмотреть на Всеволожский район — стройка на стройке. Не слишком ли велика конкуренция?
Максим Шубарев: Это прежде всего зависит от отношения потребителя к компании. В Кудрово, например, продажи идут так хорошо, что мы уже рассматриваем вопрос об ускорении работ по следующим корпусам. Квартиры продаются быстрее, чем мы планировали. Сейчас мы единственные, кто осуществляет продажи в той зоне, работая по 214–му закону о долевом участии в строительстве. Конечно, рядом с Кудрово кто–то будет строить. Но хотелось бы, чтобы эта компания, как и мы, строила исключительно по закону. Тогда в равных условиях мы будем доказывать потребителю, что мы лучше, качественнее, дешевле и надежнее, и на этом строить свои продажи.
"ДП": 214–й закон — это все–таки большие издержки для компании?
Максим Шубарев: Мы начали работать по этому закону одними из первых. Когда он появился, я, как руководитель команды, сразу дал установку: работаем только по 214–му, несмотря на то что это привело на начальном этапе к финансовым убыткам. Я, например, знаю, что никогда не начну стройку без необходимых документов. При этом увеличение затрат для меня, естественно, очень болезненный вопрос, но он стоит менее остро, чем нездоровая конкуренция и наличие компаний, которые действуют недобросовестно: осуществляют и двойные продажи, и продажи ниже себестоимости, и строительство без соответствующих разрешений. Хороший это закон или плохой, но мы должны его соблюдать. А после этого можем, если не согласны, в соответствующем порядке выходить на Госдуму и его изменять. Чем мы и занимаемся.
"ДП": Вы возглавляете одну из крупнейших саморегулируемых организаций в Петербурге — НП "Объединение строителей Санкт–Петербурга". Сегодня в городе работает несколько десятков подобных организаций. Не слишком ли много получилось СРО? Была ведь идея сделать по такому принципу: один регион — одно партнерство.
Максим Шубарев: Это очень больной вопрос. Когда все это зарождалось, я, например, был сторонником идеи, что их не должно быть слишком много. В Петербурге зарегистрировано около 30 СРО, при этом только две из них — на базе уже существующих профессиональных объединений. Остальные компании объединились только для создания СРО. Часть из них состоит из компаний, срез которых на рынке очень мал, чтобы защищать их профессиональные интересы. А еще часть — коммерческие СРО, которые торгуют допусками.
Но это же рынок: люди захотели, как можно их ограничить? И получилось то, что получилось. Теперь будем жить в таких условиях. В своей СРО мы приняли, я считаю, единственно правильное решение: не ругать другие СРО, а делать так, чтобы наш допуск был знаком качества. У нас нет цели получить как можно больше вступительных взносов. Наоборот, я бы хотел, чтобы при вступлении в партнерство была очередь. Причем только из тех компаний, которые никогда не допускали нарушений качества строительных работ.
"ДП": Другие компании в ваше партнерство не пройдут?
Максим Шубарев: Да, это политика нашего СРО. Если хотя бы один член совета партнерства против какой–то компании, то вопрос ее приема мы рассматриваем отдельно.
Кстати, раньше, если рядом со мной компания строила с нарушениями, я мог лишь клеймить ее позором через средства массовой информации. И то это было не принято — говорили: ты лучше за собой смотри. А теперь мы, участники рынка, можем влиять на такие компании через СРО: товарищи, дорогие, давайте–ка все работать в равных условиях.
"ДП": В Петербург и Ленобласть пришло довольно много московских фирм. Есть ли противостояние "петербургские / московские"?
Максим Шубарев: Есть, знаете, какие противостояния: "с деньгами / без денег" и "профессионал / непрофессионал". А территориальность не имеет значения. Сверхдоходов, какие были, думаю, уже не будет: цена продаж не превысит 20%–ной рентабельности. И больше нужно будет думать о том, чтобы снижать свои издержки и затраты. Просто клиент по всей стране окончательно стал избирательным: 10 лет назад просто несли деньги, не обращая внимания на призывы одуматься, 3–4 года назад уже думали, но реагировали в основном на рекламу. А сейчас у тех компаний, где были двойные продажи, остановки строек, где деньги собираются, а краны не крутятся, — у них возникают проблемы.