Как выживают частные школы

Автор фото: Кульгун Андрей

Частное школьное образование в Петербурге остается востребованным, несмотря на кризис. Но, чтобы не потерять учеников, школам приходится вести гибкую финансовую политику.

Частные школы в кризис оказались один на один со своими проблемами. С одной стороны, росли арендные ставки и тарифы, с другой — приходилось лавировать между сохранением доходов и уступками для родителей в оплате учебы.
По некоторым оценкам, цены в частных школах в среднем по городу выросли на 10%. Директор образовательного центра "Успех" Марина Бахенская отмечает, что большинство школ старались обойтись минимальным повышением.
Впрочем, повышали цены не все. "В текущей экономической ситуации родителям и так тяжело", — считает директор школы "РОСТ" Надежда Мельман. "Влияние кризиса мы ощутили не в сокращении желающих обучаться, а в задержках с оплатой обучения, — рассказывает Марина Бахенская. — В принципе, ро­­­дители стараются не экономить на образовании детей даже в экономически сложные времена".
"Негосударственные школы очень гибки, в каждом конкретном случае мы искали варианты решения, чтобы школа не стала дополнительной нагрузкой на родителей", — рассказывает генеральный директор гимназии "Альма Матер" Татьяна Щур. В качестве мер поддержки используются скидки, рассрочка платежей и даже возможность учиться в долг.
"Мы используем практику обучения в долг с 1998 года, и родители нас ни разу не подводили, — говорит Татьяна Щур. — А ведь в 1998 году было намного хуже". "В кризис учеников в школе меньше не стало, — делится своими наблюдениями директор школы "Эпиграф" Елена Лялина. — Но если бы не кризис, то их было бы больше. Выбирая негосудар­ственную школу, родители­ рассчитывают, что платить­ придется 11 лет. Поэтому в текущей нестабильной си­­туации некоторые просто не решились отдавать детей­ в частные учебные заведения".
Тем, кто не повышал цены на обучение, пришлось искать дополнительные источники заработка.
Например, в школе "Эпи­граф" в дополнение к постоянно действующему детскому саду был открыт центр раннего развития для детей от года до школы. "Отдавать по 3 тыс. рублей в месяц за дополнительные занятия может гораздо больше людей, чем за частную школу", — поясняет Елена Лялина.

Но есть и положительные итоги кризиса — стало легче искать специалистов. Оказавшись без работы, некоторые вчерашние менеджеры вспомнили, что у них есть педагогическое образование. "В прошлом году на каждую вакансию откли­калось 15–20 человек, чего до кризиса не было", — говорит Елена Лялина.
В целом рынок негосударственных школ в Петербурге развивается не очень активно. Во–первых, их немного. Как замечает Марина Бахенская, в период кризиса закрылось несколько частных школ. Но на общую ситуацию это особо не повлияло: количество школ в по­следние годы колебалось в пределах 70. Для сравнения: в Москве работает более 200 частных школ.
Во–вторых, в них учится всего 1% школьников. В Великобритании, где частное образование хорошо развито, частные школы посещают 7% детей, в США — 11%. В–третьих, сами школы неравномерно распределены по территории города. Например, в Центральном районе 10 частных школ, в Выборгском — две, а в некоторых районах нет ни одной, рассказывает Татьяна Щур.
Новые школы в кризис не открываются, в отличие, например, от частных дет­ских садов и центров раннего развития. На популярность частных детских садов влияет то, что мест в государственных детских садах катастрофически не хватает и родители вынуждены платить деньги, чтобы пристроить своих детей.
Следующими по популярности являются младшие классы. "Начальную школу­ учить легче: достаточно­ одного учителя, — поясняет Татьяна Щур, — а ребенка, который приходит в 10–й класс, нужно готовить к единому государственному экзамену". Если результаты ЕГЭ будут плохими, это негативно отразится на репу­тации школы, а значит, и на притоке учеников в будущем. Возможно, поэтому всего 34 негосударственные школы в Петербурге имеют аккредитацию и могут выдавать аттестаты государст­венного образца.