Правительство России ввело новую методику расчета износа машин для выплат по ОСАГО: ВАЗ дешевеет на 35 % быстрее японских авто.
Страховщики и оценщики рады, что государство наконец
утвердило единую для всех методику расчета износа машин и запасных частей, но
как ей пользоваться, пока не понимают.
Государство зафиксировало разницу в надежности автомобилей в
зависимости от страны их про-
исхождения. Оценочные компании и раньше учитывали этот фактор при расчете ущербов по ОСАГО. Но единой методики не было, и это неизбежно приводило к спорам между страховщиками и владельцами поврежденных автомобилей. Теперь по методике, утвержденной на федеральном уровне, все машины делятся по стране происхождения на пять регионов. Меньше всех, как полагают чиновники, изнашиваются японские машины, быстрее всех — российские. То есть выплаты по ОСАГО за российские машины получатcя заметно меньше, чем за иностранные. При этом пока непонятно, как быть с иномарками, собираемыми в РФ.
исхождения. Оценочные компании и раньше учитывали этот фактор при расчете ущербов по ОСАГО. Но единой методики не было, и это неизбежно приводило к спорам между страховщиками и владельцами поврежденных автомобилей. Теперь по методике, утвержденной на федеральном уровне, все машины делятся по стране происхождения на пять регионов. Меньше всех, как полагают чиновники, изнашиваются японские машины, быстрее всех — российские. То есть выплаты по ОСАГО за российские машины получатcя заметно меньше, чем за иностранные. При этом пока непонятно, как быть с иномарками, собираемыми в РФ.
Закон об ОСАГО с 2003 г. обязывает страховщиков при
расчете выплат за поврежденную машину пользоваться услугами независимых
оценочных компаний. Дело в том, что стоимость поврежденных элементов
выплачивается не полностью, а с учетом их износа.
В России около 400 таких фирм. Каждая из них пользуется
своей методикой расчета. Разница в методиках приводила к тому, что стоимость
одной и той же детали подчас отличалась на 10–15%. В России, в итоге,
возникла целая индустрия юристов, специализирующихся на судебных спорах
автовладельцев, недовольных размером выплат, со страховыми компаниями.
Государство много лет шло к созданию единой методики расчета
износа. И вот с 20 августа 2010 г. она наконец вступила в силу. Разработана она
была в Научно–исследовательском институте автомобильного транспорта (НИИАТ,
Москва). "Рассчитанные нами коэффициенты износа полностью обоснованы. Они
проходили проверку 10-12 лет", - говорит глава научного центра НИИАТ Юрий
Андрианов.
Максим Туровец, руководитель отдела продаж автоцентра
"Атлант-М Лахта" считает, что новые правила несущественно повлияют на
потребительский интерес к иномаркам российской сборки, в первую очередь, из-за
того, что стоимость самих автомобилей, запчастей на данные автомобили остается
ниже, чем на автомобили иностранного производства. "Клиент сначала думает о
стоимости самого автомобиля и страховки, а уже потом о том, сколько по ней будет
компенсировано ущерба, поэтому клиентов автопрозводители вряд ли
потеряют", - поясняет он.
"Мы приветствуем появление такого документа, но он требует
еще тщательной доработки и разъяснений", — сетует Антон Пунин, гендиректор
оценочного ООО "Точная оценка". Так, в методике элементы машины разбиваются на
пять категорий: металлические части кузова, пластиковые детали, аккумулятор,
шины и прочее. Для каждой существуют разные формулы расчета. Однако непонятно, к
какой категории относить капот, который хоть по нынешней неофициальной
классификации является частью кузова, но, по сути, съемная деталь. Как быть с
пластиковыми крыльями машин, тоже неясно. Неясен и перечень деталей, на которые
износ не должен насчитываться.
В итоге пока страховщики и оценщики ждут разъяснений по
применению новой методики и продолжают использовать старые формулы, которые
легко могут быть оспорены в суде.