Износ машин рассчитают по единой методике

Автор фото: Trend/Михаил Спицын

Правительство России ввело новую методику расчета износа машин для выплат по ОСАГО: ВАЗ дешевеет на 35 % быстрее японских авто.

Страховщики и оценщики рады, что государство наконец утвердило единую для всех методику расчета износа машин и запасных частей, но как ей пользоваться, пока не понимают.
Государство зафиксировало разницу в надежности автомобилей в зависимости от страны их про-
исхождения. Оценочные компании и раньше учитывали этот фактор при расчете ущербов по ОСАГО. Но единой методики не было, и это неизбежно приводило к спорам между страховщиками и владельцами поврежденных автомобилей. Теперь по методике, утвержденной на федеральном уровне, все машины делятся по стране происхождения на пять регионов. Меньше всех, как полагают чиновники, изнашиваются японские машины, быстрее всех — российские. То есть выплаты по ОСАГО за российские машины получатcя заметно меньше, чем за иностранные. При этом пока непонятно, как быть с иномарками, собираемыми в РФ.
Закон об ОСАГО с 2003 г. обязывает страховщиков при расчете выплат за поврежденную машину пользоваться услугами независимых оценочных компаний. Дело в том, что стоимость поврежденных элементов выплачивается не полностью, а с учетом их износа.
В России около 400 таких фирм. Каждая из них пользуется своей методикой расчета. Разница в методиках приводила к тому, что стоимость одной и той же детали подчас отличалась на 10–15%. В России, в итоге, возникла целая индустрия юристов, специализирующихся на судебных спорах автовладельцев, недовольных размером выплат, со страховыми компаниями.
Государство много лет шло к созданию единой методики расчета износа. И вот с 20 августа 2010 г. она наконец вступила в силу. Разработана она была в Научно–исследовательском институте автомобильного транспорта (НИИАТ, Москва). "Рассчитанные нами коэффициенты износа полностью обоснованы. Они проходили проверку 10-12 лет", - говорит глава научного центра НИИАТ Юрий Андрианов.
Максим Туровец, руководитель отдела продаж автоцентра "Атлант-М Лахта" считает, что новые правила несущественно повлияют на потребительский интерес к иномаркам российской сборки, в первую очередь, из-за того, что стоимость самих автомобилей, запчастей на данные автомобили остается ниже, чем на автомобили иностранного производства. "Клиент сначала думает о стоимости самого автомобиля и страховки, а уже потом о том, сколько по ней будет компенсировано ущерба, поэтому клиентов автопрозводители вряд ли потеряют", - поясняет он.
"Мы приветствуем появление такого документа, но он требует еще тщательной доработки и разъяснений", — сетует Антон Пунин, гендиректор оценочного ООО "Точная оценка". Так, в методике элементы машины разбиваются на пять категорий: металлические части кузова, пластиковые детали, аккумулятор, шины и прочее. Для каждой существуют разные формулы расчета. Однако непонятно, к какой категории относить капот, который хоть по нынешней неофициальной классификации является частью кузова, но, по сути, съемная деталь. Как быть с пластиковыми крыльями машин, тоже неясно. Неясен и перечень деталей, на которые износ не должен насчитываться.
В итоге пока страховщики и оценщики ждут разъяснений по применению новой методики и продолжают использовать старые формулы, которые легко могут быть оспорены в суде.