За 2010 год арендные ставки на Невском проспекте уже увеличились на 10%. Эксперты NAI Becar полагают, что при сохранении стабильной экономической ситуации уже ближе к концу 2011 года Невский восстановит докризисные ценовые показатели торговых площадей.
В докризисный период арендные ставки на Невском проспекте
варьировались в пределах 6,5-12 тыс. руб. за м2 в месяц. На данный момент
цены находятся в диапазоне от 4,5 до 6 тыс. руб. за м2 в месяц. "В кризис
цены снижались неравномерно, - отмечает директор департамента стрит-ритейла NAI Becar Марина Фёдорова.
– Чем выше были изначальные цены, тем больше и кризисный дисконт. Максимальные
арендные ставки уменьшились примерно на 50%. А если ставка до кризиса была 6,5
тыс. руб. за м2, то уменьшалась она чаще всего лишь до 4,5 тыс. руб. за м2. В
текущем году таких резких колебаний уже не было".
Причиной активного восстановления стрит-ритейла на Невском
аналитики называют ряд позитивных тенденций, на которые главная торговая
магистраль мегаполиса реагирует быстрее других. По данным федеральной службы
государственной статистики, реальные располагаемые денежные доходы населения в
апреле 2010 года по сравнению с соответствующим
периодом 2009 года увеличились на 3,7%, в январе-апреле 2010 года - на 6,5%. На
12,4% увеличилась в апреле среднемесячная начисленная заработная плата.
На улучшение потребительской активности населения немедленно
среагировали торговые операторы: оборот розничной торговли России в начале 2010
года показал умеренный рост примерно на 1%.
Улучшение этих показателей по России во многом складывается из тенденций крупнейших городов страны – Москвы и Петербурга, которые, являясь сосредоточением основных финансовых потоков, показывают наиболее активные темпы восстановления потребительской активности населения и объемов розничной торговли.
Улучшение этих показателей по России во многом складывается из тенденций крупнейших городов страны – Москвы и Петербурга, которые, являясь сосредоточением основных финансовых потоков, показывают наиболее активные темпы восстановления потребительской активности населения и объемов розничной торговли.
Одной из самых ярких тенденций кризисного периода стала
экспансия на Невский кофейных брендов. На сегодняшний день кофейни составляют
порядка 30% арендаторов центральной магистрали города, практически сравнявшись в
доле с одежными арендаторами.
Уровень вакантных площадей на Невском составляет примерно
5%. "При этом на рынке наблюдается ситуация, когда собственники, сдавая свои
площади одному арендатору, одновременно ищут другого, - подчеркивает Марина
Фёдорова. - В некоторых случаях это можно объяснить завышенными требованиями
собственника, который хочет повышать арендные ставки, на что бизнес пока не
согласен". По экспертным оценкам, заявленные собственниками цены нередко
превышают рыночные до 30%.
В кризисный период на Невском проспекте произошла сильная
ротация арендаторов: с главной магистрали города ушли известные бренды, на смену
которым пришли фирмы-производители, предоставляющие товары в более низком
ценовом сегменте, более востребованном в 2009 году: в кризис люди не хотят
тратить деньги, предпочитая покупать более дешевые вещи.
По сообщениям крупных ритейлеров, объемы продаж по сравнению
с кризисным периодом пока не изменились: продажи просели в среднем на 30% в
начале 2009 года и с тех пор этот показатель существенно не менялся.
Если в 2008 году наблюдалась тенденция укрупнения площадей
на Невском проспекте, в 2009 году арендаторы пытались переехать на
более мелкие площади, то в 2010 году они предпочитают не менять размер
занимаемых помещений. Арендаторы не готовы ни увеличивать, ни уменьшать арендные
площади: они находятся в ожидании того, что будет происходить с ценами.
В случае стабилизации и улучшения экономической ситуации
арендные ставки могут уже ближе к концу 2011 года вернуться к
докризисным показателям, и Невский проспект, являясь основной магистралью
города, будут привлекать новых арендаторов, даже несмотря на высокие арендные
ставки.