Вера Сережина: "Кризис заставил покупателей переосмыслить подход к выбору строительной компании"

Автор фото: Trend / Никита Инфантьев

В Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциации (СПИБА) прошел круглый стол, посвященный ситуации на рынке недвижимости Петербурга. О тенденциях в секторе жилого строительства рассказала директор управления аналитического маркетинга Холдинга RBI Вера Сережина.

По словам Веры Сережиной, ключевая тенденция, наблюдающаяся сейчас на рынке строящегося жилья, - стабилизация в динамике цен и спроса во всех сегментах, которая сохраняется уже 8 месяцев, с конца 2009 года.

"Цифры говорят о том, что сейчас наступил один из самых удачных моментов для приобретения жилья. Индекс среднего уровня заработной платы к цене за квадратный метр – один из самых выгодных для покупки жилой площади. Немаловажно и то, что снижение цен, произошедшее в кризис, позволило многим Кризис заставил покупателей переосмыслить подход к выбору строительной компании Кризис заставил покупателей переосмыслить подход к выбору строительной компании людям улучшить покупательскую способность денег. У многих накопления были в долларах, и одновременно цены на м2 упали примерно на 10-15 %, поэтому люди смогли рассчитывать уже на покупку не 2-комнатной, а 3-х комнатной квартиры", - отметила Вера Сережина.
По словам Сережиной, рост спроса на массовое жилье начался в конце 2009 г. и уверенно продолжился в первой половине 2010 г. Ожидается, что в 2010 г. емкость рынка жилья (объем продаж) превысит 1 млн м2. "С точки зрения роста цен 2010-й обещает быть спокойным – цены могут вырасти на 5-7%. В следующем году ценовая ситуация может быть совсем иной: рост цен может быть большим", - говорит она.
Одно из главных положительных последствий кризиса – это то, что он заставил покупателей переосмыслить подход к выбору строительной компании при покупке жилья. Если в начале кризиса покупались преимущественно объекты высокой степени готовности, то теперь стали приобретаться объекты любой степени готовности, но только у компаний, доказавших свою надежность и стабильность. Важным критерием выступает активность компании на стройке и наличие у нее финансовых возможностей для ведения и завершения работ в срок. "Как правило, жилье сейчас покупают не в инвестиционных целях, а для собственного проживания. Объем инвестиционных сделок не превышает 10% и до конца года не превысит 20%", - сообщила Вера Сережина.
Новая тенденция, оказывающая влияние на рынок – это выход проектов комплексного освоения территорий (КОТ), которые оттягивают на себя часть покупательского спроса за счет низкой цены на старте продаж. Однако вряд ли это окажется критичным для рынка - единовременного вывода в продажу большого объема площадей КОТов не произойдет, девелоперы заинтересованы в равномерном развитии своих проектов. "На решение о покупке жилья в КОТах, безусловно, влияет тот факт, что минимум несколько лет покупателю придется жить фактически "на стройке", в районе с необеспеченной инфраструктурой, а не в уже развитом и обустроенном городском районе", - подчеркнула Сережина.
В элитном сегменте также отмечается восстановление спроса, что подтверждает возвращение на этот рынок оптовых покупателей и инвесторов. Наглядная иллюстрация этого - недавняя сделка компании RBI с финским оператором SATO, в рамках которой реализовано 19 квартир с отделкой в элитном жилом комплексе "Таврический" на пр. Чернышевского, 4. Предложение качественных квартир на рынке элитного жилья сейчас ограничено. В 2009 г. – начале 2010 гг. в продажу выведен небольшой объем комплексов общей площадью чуть больше 100 тыс. м2. В кризис произошла дифференциация элитных проектов по цене и качеству. В ряде объектов, которые воспринимались рынком как качественные и удачно расположенные, продажи шли несмотря на кризис, и даже отмечалось повышение цен. Остальные объекты, не дотягивающие по качественному показателю до лидеров, не продавались, и девелоперы были вынуждены снижать на них цены.
Холдинг RBI работает на инвестиционно-строительном рынке с 1993 г. и входит в пятерку ведущих строительных компаний Санкт-Петербурга. За 16 лет компанией реализовано 54 проекта разного класса общей площадью более 835 тыс. м2.