Конституционный суд приступил к рассмотрению "дела таксистов". Вердикт суда, который ожидается через несколько недель, будет иметь значение для всех регионов, которые ввели для перевозчиков свои собственные требования. В частности, в Петербурге принят региональный закон о наземном пассажирском транспорте.
Похожий закон Краснодарского края в Конституционном суде
оспаривают местные таксисты. Они считают, что нормы закона "Об организации
транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в
Краснодарском крае" ограничивают их возможность осуществлять предпринимательскую
деятельность.
Нормы этого закона обязывают перевозчиков иметь
"Удостоверение соответствия", а водителей таксомоторов — "Карточку
соответствия" и "Талон культурного обслуживания пассажиров". За их отсутствие
полагаются штрафы. Удостоверение и карточка выдаются органами местного
самоуправления при условии, что перевозчик представил документ о наличии у него
производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базы.
Перевозчик также должен подтвердить, что медработник,
осматривающий его водителей, прошел специальное обучение, а сами водители
регулярно проходят стажировку и обучение.
Заявители по делу утверждают, что регламентация отношений,
связанных с предпринимательской деятельностью, возможна только федеральными
законами, и просят признать закон Краснодарского края не соответствующим
Конституции. В свою очередь представители краевой власти настаивают на том, что
за пределы своей компетенции в данном случае не вышли. Таксистов, не получивших
от местных властей карточку соответствия, они называют нелегалами.
Читайте также:
Маршрутки поедут по одному тарифу
"Я зарегистрирован в налоговом органе как предприниматель, и
вид деятельности у меня указан "такси". Какой я нелегал?" — возмутился на
заседании суда один из жалобщиков. По словам юриста фирмы такси "Здравствуй!" из
Геленджика Олега Крупкина, порядок получения карточек по сути не отличается от
лицензирования, которое в данном виде перевозок отменено. "Получается, что
государство провозгласило курс на снятие административных барьеров, а на местном
уровне их начинают вводить", — считает он. Проблема, по его мнению, уже
вышла и за пределы Краснодарского края, и за рамки таксомоторных перевозок.
Кстати, краснодарские правила оказались засадой для
перевозчиков из соседних регионов. Таксистов из Ставрополя, привезших пассажиров
в Краснодар, оштрафовали за отсутствие карточек соответствия, хотя они
доказывали, что в их регионе таких карточек не требуют.
Тем не менее представители краснодарских депутатов и
губернатора утверждали в суде, что, вводя карточки соответствия,
руководствовались необходимостью обеспечить пассажирам безопасность и комфорт.
По словам начальника правового управления Законодательного собрания
Краснодарского края Андрея Горбаня, иначе водителя, "который сегодня ставит
шашечки, а завтра их снимает", не привлечь к ответу.
По словам заместителя начальника правового управления
краевой администрации Павла Каленского, перевозчики, наоборот, должны быть
благодарны местным законодателям, которые освободили их от постоянного
предъявления проверяющим многочисленных документов, заменяя их всего двумя. Он
заявил, что местный закон — это пилотный проект и его требования в
дальнейшем могут распространиться на всю Россию.
Позицию Краснодарских властей поддержали и эксперты
Конституционного суда, представляющие Минюст, Минэкономразвития и Министерство транспорта. По
их мнению, местная власть имеет право вводить дополнительные требования там, где
это касается безопасности и качества обслуживания.
Как обеспечить безопасность, не нарушив при этом прав
предпринимателей, предстоит решить Конституционному суду. На этом заседании
судьи вопреки обыкновению задали сторонам много вопросов, и похоже, живо
заинтересовались данной проблемой.