В феврале в Германии состоялся первый курс выездной Европейской образовательной программы по технической эксплуатации и клинингу, разработанной совместно Гильдией управляющих и девелоперов и международным альянсом Becar EASI.
В программе приняли участие крупные управляющие, клининговые
и эксплуатационные компании России: VMB-trust, "Кристанваль", "КлинТим",
"Инталекс" и др. Принимающей стороной выступила компания RAY, являющаяся
представителем альянса EASI (European Alliance for Solutions and Innovations) в
Германии. Компания оказывает полный спектр услуг по Facility Management: уборка,
техническая эксплуатация, подбор персонала на объекты, администрирование и
прочее. Участники бизнес-тура ознакомились с практическими методами работы
немецкой сервисной компании и посетили ряд объектов, обслуживаемых RAY.
Особенно интересным показался российским специалистам тот
факт, что расчет стоимости клининга и эксплуатации на немецком рынке
Facility Management ведется не от квадратного метра, как в России, а от
человекочаса. Таким образом, в Германии заказчик покупает часы работы персонала,
что позволяет сервисной компании более четко определять свои предстоящие затраты
– ведь оплата работы персонала является самой большой статьей затрат, как в
клининге, так и в эксплуатации.
Один из главны
х параметров, необходимых для расчета стоимости
– нормы уборки в час. "У каждой компании могут быть свои нормы уборки, однако на
немецком рынке разработаны общие ориентиры, определяющие количество квадратных
метров, убираемых в час для различных видов помещений, - рассказывает директор
по развитию Becar EASI Екатерина Емельянова. - Например, по российскому
ГОСТу, норма уборки составляет около 500 м2 в час. Однако эта норма – "средняя
температура по больнице", ведь невозможно с одинаковой скоростью убирать коридор
и, например, операционную – у них совершенно разные стандарты чистоты. В Европе
эти стандарты определяют государственные организации, измеряющие нормочасы в
различных отраслях".
Расчет работ по человекочасам позволяет определять цену с
учетом трудоемкости процесса, ведь трудозатраты зависят не только от количества
квадратных метров, но и от частоты уборки, и от типа покрытия, и от других
факторов. К примеру, норма машинной уборки коридора - 800 м2 в час, в то
время как норма уборки туалета - 100 м2 в час. Такие помещения, как, например,
операционная должны убираться еще тщательнее - норма всего 60 м2 в час.
Компании, оказывающие услуги клининга, увеличивают свою
прибыль за счет увеличения нормочасов, прописанных в стандартах (т.е. увеличивая
производительность труда). Наибольшая производительность достигается за счет
разделения работ. Для того чтобы качественно убрать 250 метров офисных помещений
в час с протиркой пыли, уборкой пылесосом и т.д. уборщице приходится
прикладывать максимум усилий. При разделении труда в RAY женщины убирают верхние
покрытия, мужчины пылесосят. Таким образом, 2 человека за полчаса убирают
300 м2 офисов. Помогают увеличить продуктивность и технологические карты
(план, по которому работают уборщики). Норму уборки можно существенно увеличить
и за счет использования техники: к примеру, применяя поломоечную машину, можно
вымыть уже не 400, а 800 метров коридора в час.
Норма уборки меняется в зависимости от типа покрытий:
например, ковролин убирается дольше, чем линолеум. Для каждого типа помещений
существует несколько подкатегорий со своими нормами. При работе с крупными
зданиями (например, с заводами) на нормы накидывается приблизительно 10%, с
учетом того, что уборщице приходится много ходить пешком.
Однако для расчета количества часов, которые
необходимо затратить на то или иное помещение в месяц, недостаточно знать
средние нормы уборки в час. Норма уборки для конкретного здания зависит также от
количества уборок в неделю. Кроме того, норма увеличивается, если
увеличивается количество уборок в неделю, ведь то, что убирается чаще, убирать
легче и быстрее.
Подобная схема расчетов удобна своей прозрачностью
для клиента. Клиенты могут сравнивать стоимость часа работ и
ориентироваться на известные нормы, что позволяет им заранее вычислить примерные
объемы работ по своему объекту. "Благодаря таким стандартам клиенты и
специалисты FM оперируют одинаковыми понятиями. Понимание объема работ позволяет
клиенту отсечь демпинговые предложения, которые грозят потерей качества", -
говорит Емельянова. - Кроме того, знание норм работ в человекочасах дает
клиентам возможность контролировать оказываемые услуги с помощью
контрольно-пропускных пунктов и систем контроля доступа. В свою очередь
поставщик услуг тоже имеет ориентиры, к которым он должен приводить свои цены и
нормочасы".
"К сожалению, на данном этапе развития российского рынка,
расчет стоимости услуг от стоимости человекочаса неприменим", - сетует
Емельянова. По ее словам, невозможность использования данного метода связана с
тем, что без четко прописанных общих стандартов, действующих на рынке, вся
система теряет смысл. В этом случае заказчик не может оценить адекватность
трудозатрат, рассчитанных клининговой компанией, а значит, всегда будет
сомневаться в том, что персонал, работающий на его объекте, эффективно
использует свое рабочее время. Тем не менее, утверждает эксперт, данный
метод может широко применяться в "карманных" управляющих компаниях, работающих
на собственных объектах, при условии принятия корпоративных стандартов в
отношении норм клининга.