Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, бывший замминистра экономики и финансов в правительстве Гайдара, рассказал об основной проблеме экономики, справилась ли Россия с кризисом и, почему у нас невелик выбор.
Леонид Григорьев с 1991 по 1992 год был заместителем
министра экономики и финансов в правительстве Гайдара, совмещая эту должность с
должностью председателя комитета по иностранным инвестициям. Из правительства он
ушел сам, как говорится, "по идеологическим соображениям". После чего за ним
прочно закрепилась слава экономического критика российской власти.
"ДП": Леонид Маркович, Россия и Европа уже 1,5 года живут в кризисе.
Что не получается и насколько обоснованы разговоры о "втором
ударе"?
Леонид Григорьев: Тяжесть промышленной рецессии связана, в
первую очередь, с тем, что крайне тя
жел был предшествующий ей финансовый кризис. Выход из рецессии
затруднен огромными потерями капиталов в финансовой системе.
К тому же в США идет ужесточение финансового регулирования.
А когда одновременно вводится более жесткое регулирование, при том что, казалось
бы, нужно облегчить правила игры, возникает конфликт интересов, и, как
следствие, "спасение" затягивается.
Читайте также:
Дорогой рубль — сигнал возвращения кризиса
Но основная проблема мира сейчас - это даже не скорость
выхода из кризиса. Во все экономики ради их спасения закачаны огромные деньги, а
нам еще идти и идти... То есть встает вопрос: каким образом мир собирается
одновременно стимулировать выход из кризиса и сокращать расходы?
Для решения этой проблемы нет простого рецепта, просто
потому что в мировой истории не была прецедентов этому кризису. Поэтому весь
2010 год мир будет находиться в достаточно сложном положении. Поменялась главная
тема повестки дня: год назад - какие нужны антикризисные меры, теперь - как
безболезненно выйти из антикризисных мер.
Теперь что касается второго удара. Он возможен. Но если
первый шел из американской финансовой системы, то в этот раз есть угроза в
области суверенных долгов. Речь в первую очередь идет о Греции. Однако если
проблему оттянуть на время, то, когда пойдет общий подъем (2011-2012 гг.), хоть
у Греции и будет нарастать долг, для мировой экономики это не будет катастрофой.
Даже если случится дефолт Греции.
Дефолт же сейчас приведет к следующим последствиям: упадут
биржи всех развивающихся стран, возрастут спрэды, которые надо платить по долгам
развивающихся стран, подорожают кредиты для всех и т. д. Рискну предположить,
что такой поворот событий способен затормозить выход всего мира из кризиса как
минимум на полгода.
"ДП": Довольно много разговоров о том, что цена нефти в $70-80 за
баррель - это не надолго...
Леонид Григорьев: Я-то думаю, что коридор $70-90 - это
что-то вроде международного политического консенсуса, а не результат
достигнутого экономического равновесия. Что я имею в виду. Упади цена на нефть
ниже $30-40, основательно подорвутся позиции нефтяных монархий. Эффект крайне
тяжелый (в политическом смысле) для США: в таком случае непонятно, какую
политику вести на Ближнем Востоке, в Иране... Поэтому, в частности, Штаты
вынуждены мириться с такой ценой на нефть.
Во-вторых, дешевая нефть автоматически подрывает развитие и
финансирование в США и в Европе всех программ энергосбережения, коих немало. О
каком энергосбережении может идти речь, если нефть дешевая?! Ведь к цене нефти
привязаны и цены на уголь, газ и прочее сырье и так далее.
Для капиталовложений в мировую энергетику ее цена не должна
быть ниже $70. Для России $70 за баррель - хорошая цена. Она нас держит в
умеренном дефиците и вынуждает вести довольно жесткие бюджетные ограничения.
Дисциплинирует.
"ДП": По вашему мнению, экономический блок в российском правительстве
все делает профессионально?
Леонид Григорьев: С кризом более или менее справились.
Считаю, что не справились с подъемом. Не было сделано по крайнее мере несколько
очевидных вещей. Инструменты развития начали создавать только на пороге кризиса.
Здрасьте! Инструменты развития начинают работают, когда им
хотя бы 5 лет отроду, не меньше! Вот китайцы закачали деньги в действующие
инструменты развития, используя эту меру как антикризисную. У нас же просто
раздали деньги, толком не понимая, что из этого получится.
Мы также не успели создать внутреннюю систему кредитования,
проще говоря, провалились с развитием финансового сектора до кризиса. Вроде всё
шло хорошо и выглядело красиво, но реально не было создано системы длинных
денег. В результате перед кризисом почти все деньги оказались в руках у Минфина
и Центробанка.
Мне не понять, почему в Центробанке лежат $600 млрд,
правительство имеет огромные сбережения, а вся российская промышленность бегает
на Запад занимать. Если бы, допустим, $100 млрд дали в кредит внутри страны (в
рублях - 2 трлн), тогда не было бы и валютного кризиса, из-за которого пришлось
только на стабилизацию рубля потратить $200 млрд, а то и больше. Дело
ограничилось бы внутренней рублевой "разборкой".
Что до нашего правительства, я давно его критикую именно за
недоработки во время подъема, и нет особого смысла повторяться. Понятно, что
перемены необходимы. Но мы сейчас, увы, находится посреди дебатов о
модернизации, в том числе дебатов о ее целях и методах.
Почему не происходит самой модернизации? Группа встроенных в
систему власти интересов замораживает существующую модель, а закостенение
политической системы препятствует размыванию этих интересов. И тут я поддерживаю
мысль, что без политической модернизации радикальные перемены в экономике
невозможны и что модернизация - это не ремонт мостов и не раздача грелок в
госпиталях.
Это, в том числе, модернизация самого государства. Конечно,
никто не хочет хаоса и возвращения в 1990-е. Но порядок не должен быть
кладбищенским, он должен быть живым, когда всем известны правила игры и они
равные для всех, ни под кого не меняются.
В общем-то, выбор у нас невелик: либо модернизируемся, либо
не модернизируемся. Я сейчас себя чувствую профессором-медиком, который говорит
больному: бросайте курить и начинайте бегать трусцой - или сыграете в ящик. А
больной мне отвечает: нельзя ли, доктор, как-нибудь договориться? Я вам заплачу
побольше, а вы мне скажете что-нибудь полегче?
Договориться-то, конечно, можно. Я даже могу написать, что
вам и курить можно больше, и буженину есть в полночь, запивая пивом. Но обещать,
что в таком случае вы не помрете, я не могу.