Каждому четвертому - премия, а каждого пятого - на улицу

Автор фото: Итар-Тасс

Только 26% россиян, по данным рекрутинговых агентств, получили премии по итогам 2009 года. Но и среди них для многих бонус был приятным сюрпризом. При этом каждый третий россиянин шантажировал своего работодателя, угрожая уволиться, если работодатель не повысит оклад. А каждый пятый работодатель предпочел расстаться с таким сотрудником.

Headhunter провел опрос среди своих соискателей на тему "Выплачивала ли вам компания годовую премию или бонус по итогам 2009 года". Как показал опрос, годовые премии или бонусы выплачивались лишь 26% респондентов. Еще 6% ожидают получения премий за 2009 год в январе.
Если большинство респондентов, занятых в российских компаниях, не получили годовых бонусов в декабре 2009-го года (66%) и не ожидают их получения в январе 2010-го, то персонал компаний с зарубежным капиталом находился в лучшей ситуации: полностью лишены бонусов оказались около 56%. Процент людей, оставшихся без премии в западных компаниях, оказался ниже за счет более высокого процента тех, кто ожидал премии в январе: на выплаты в начале текущего года рассчитывали 12% их персонала.
Большинство работников (35% респондентов) получили премию на уровне своих ожиданий, около 32% размер премий разочаровал и, примерно такое же количество (33%) было приятно удивлено либо размером премии, либо самим фактом ее получения. При этом сотрудники российских компаний чаще называли выплату премии приятным сюрпризом, нежели их коллеги из западных корпораций (16% против 11%).
Примечательно, что, по данным другого рекрутингового агентства, Superjob, в каждой пятой российской компании предпочитают увольнять сотрудников, пытающихся добиться повышения зарплаты и улучшения условий труда, угрожая начальству своим уходом с работы.
Попытки улучшить своё положение в компании (добиться повышения оклада, карьерного роста и т. п.), угрожая работодателю увольнением, - это, безусловно, крайняя мера. Однако фразу: "Или повышайте оклад, или я увольняюсь!" - когда-либо в своей жизни произносил почти каждый третий экономически активный житель страны (31%), пишет агентство.
Как показал опрос, каждый пятый работодатель предпочитает поскорее расстаться с сотрудником, пытающимся добиться повышения оклада или иных благ с помощью подобных угроз. Представители компаний (20%) открыто называют таких работников шантажистами и уверены, что оставлять их в компании не следует: "Это шантаж. Сотрудник должен чётко обосновать, почему он хочет повышения, и всё обсудить с руководством. Если впоследствии сотрудник посчитает итоговое решение руководства несправедливым, то он может уйти по собственному желанию"; "Зачем нам бунтарь? На улице очередь из соискателей, и всегда можно выбрать новых, более спокойных".
Выполняют требования сотрудников-шантажистов всего в 6% российских компаний. По словам работодателей, им не хватает ценных кадров: "К сожалению, наша специфика такова, что сотрудники нам нужнее, чем мы им".
Большая же часть организаций (60%) пытается найти точки соприкосновения с недовольным работником и уладить ситуацию мирным путём. Однако, по словам опрошенных, многое зависит от ценности сотрудника для компании: "…у нас работают специалисты, на обучение которых мы тратим годы. Поэтому мы стараемся разрешить любые конфликтные ситуации простым разговором, нахождением компромисса... Если же это просто прихоть и сотрудник просит больше, чем стоит его квалификация, то мы его удерживать не станем".
Ещё 6% представителей компаний выбрали вариант "другое". Некоторые из них сообщили, что в их организациях таких случаев не было ("Нам никто не угрожает"), другие признались, что у них такие поступки сотрудников игнорируют, третьи предпочитают принимать решение в зависимости от конкретной ситуации, требований сотрудника и его роли в компании: "Всё зависит от сотрудника, от того, насколько он ценен для компании"; "Ко всем индивидуальный подход! Кого-то увольняют, кому-то идут навстречу!"