Что действительно мотивирует людей?

Еще совсем недавно компании разрабатывали системы бонусов, материальных и нематериальных поощрений, тратили ресурсы на развитие межличностного общения, а в последний год эти затраты существенно уменьшились. Работодатели стали сокращать именно ту часть, которая влияет на мотивацию персонала. Но стоит ли переживать по этому поводу? Профессор Harvard Business School Тереза Эмабайл и независимый исследователь Стивен Крэмер опубликовали в январе 2010 года результаты опроса, который журнал Harvard Business Review определил как «одну из десяти прорывных идей 2010 года».

В рамках этого многолетнего исследования отслеживалась ежедневная деятельность, эмоции и уровень мотивации сотен квалифицированных сотрудников, занятых в организациях из разных отраслей. Одним из основных элементов исследования являлись ежедневные краткие отчеты–дневники о прошедшем рабочем дне с оценкой его по шкале «лучший / худший рабочий день».
Оказывается, работники чаще всего оценивали свой день как лучший, когда они достигали определенных результатов в своей рабочей деятельности, пусть даже промежуточных и мало значимых для организации в целом. Ничто другое, например, поддержка коллег или совместная работа, не вдохновляло так, как собственные достижения.
Согласно исследованию, признание успехов и достижений не менее важно для того, чтобы сотрудник почувствовал прилив рабочего энтузиазма. Однако признание не может быть ежедневным, а личные достижения могут совершаться каждый день.
Основной вывод: ключ к мотивации в руках руководителя. Ясные цели, промежуточные этапы работы, а также их признание руководителем или в коллективе, создают у сотрудника впечатление, что день прошел не зря. Это приносит с точки зрения мотивации больший результат, чем сознание важности проделанной работы или получение бонуса за выполнение понятных ежедневных действий.
Кроме того, негативные события производят гораздо больший эффект на сотрудников, чем позитивные, поэтому надо стараться выделять и признавать позитивные события и результаты.
Чем это может помочь нам с вами?
Не надо переживать, что организации стали меньше тратить на стимулирование сотрудников материальными или нематериальными благами.
Имеет смысл попробовать внедрить в организации систему оценки промежуточных результатов труда сотрудников и посмотреть на результат.
Сергей Федоров, исполнительный директор Открытой школы бизнеса (www.obs.ru)