10:4502 января 201010:45
18просмотров
10:4502 января 2010
Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты назвали пять главных тенденций в менеджменте, которые будут определять действия компаний в наступающем году.
Главный тренд 2009 года, который будет доминировать и в
будущем году, — оптимизация издержек. Генеральный директор инвестиционной
компании "АЛЬТ" Александр Печерский оценивает эту тенденцию скорее как
положительную.
"Почему "скорее", а не "однозначно", потому что, как показал
уходящий год, руководители многих компаний поддались сиюминутности момента и
стали сокращать стратегически важные для бизнеса статьи затрат: инвестпроекты,
людей, маркетинг и т. д.", — поясняет он.
Однако, по его словам, есть предпосылки к тому, что от
сокращения затрат менеджмент перейдет к повышению эффективности. Об этом говорят
результаты недавнего исследования "АЛЬТ".
"Разница в подходах в том, что во втором случае управленцы
нацелены на долгосрочную перспективу и системно налаживают процессы, в то время
как в первом — просто рубят "косты" (от англ. cost — затраты. — Ред.) там, где
это легче всего сделать", — поясняет Александр Печерский.
Профессор Государственного университета — Высшей школы
экономики Игорь Гурков полагает, что в следующем году выбор тех или иных
действий управленцев будет зависеть от отрасли, региона и типа собственника. К
положительным трендам он относит возвращение собственников к управлению
бизнесом. "В 2010 году им точно не будет скучно, что можно было наблюдать до
кризиса", — говорит эксперт.
Декан Tuck School of Business, старейшей бизнес–школы в
мире, входящей в десятку школ с лучшей программой МВА, Пол Данос уточняет, что
2010 год ознаменуется ростом ответственности лидеров компаний, новым подходом к
системным моделям риска и их интерпретации.
Еще один тренд, отмеченный экспертами, — продажа и
сокращение холдингами непрофильных активов. "Я бы оценил его на 100%
положительно, поскольку это позволит компаниям сосредоточиться на своих ключевых
операциях и компетенциях", — говорит Александр Печерский.
По мнению
экспертов, в 2010 году должен
набрать силу тренд формирования альянсов и создания партнерств, что в условиях
дефицита ресурсов и недоступности кредитов может стать для компаний хорошим
способом разделить риски и найти ресурсы для роста.
Однако наряду с позитивными тенденциями специалисты отмечают
и несколько негативных. Пол Данос считает, что чрезмерная уверенность в своих
силах может сослужить управленцам плохую службу.
"Сама по себе уверенность хороша, но лидеры должны подходить
к каждой сложной проблеме со смирением, открытым умом и с критически
аналитическим мышлением. Нет людей, которые бы знали ответы на все возникающие
вопросы", — говорит он. Александр Печерский называет главным отрицательным
трендом будущего года — еще большее сокращение затрат на маркетинг, персонал и
прочие "нематериальные" статьи затрат.
Впрочем, есть надежда, что в 2010 году наряду с этой
тенденцией получит развитие и новая.
"В ряде компаний кризис, напротив, стимулировал расширение и
развитие служб, занимающихся поиском новых рынков, продуктов и ниш", — поясняет
Александр Печерский.
Чтобы в новом году бизнес не оказался съеденным кризисом,
управленцам придется действовать почти как дрессировщикам: быстро, осторожно и
верно оценивая риски.