10:4502 января 201010:45
18просмотров
10:4502 января 2010
Опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты назвали пять главных тенденций в менеджменте, которые будут определять действия компаний в наступающем году.
  Главный тренд 2009 года, который будет доминировать и в 
будущем году, — оптимизация издержек. Генеральный директор инвестиционной 
компании "АЛЬТ" Александр Печерский оценивает эту тенденцию скорее как 
положительную.
  "Почему "скорее", а не "однозначно", потому что, как показал 
уходящий год, руководители многих компаний поддались сиюминутности момента и 
стали сокращать стратегически важные для бизнеса статьи затрат: инвестпроекты, 
людей, маркетинг и т. д.", — поясняет он. 
  Однако, по его словам, есть предпосылки к тому, что от 
сокращения затрат менеджмент перейдет к повышению эффективности. Об этом говорят 
результаты недавнего исследования "АЛЬТ". 
  "Разница в подходах в том, что во втором случае управленцы 
нацелены на долгосрочную перспективу и системно налаживают процессы, в то время 
как в первом — просто рубят "косты" (от англ. cost — затраты. — Ред.) там, где 
это легче всего сделать", — поясняет Александр Печерский.
  Профессор Государственного университета — Высшей школы 
экономики Игорь Гурков полагает, что в следующем году выбор тех или иных 
действий управленцев будет зависеть от отрасли, региона и типа собственника. К 
положительным трендам он относит возвращение собственников к управлению 
бизнесом. "В 2010 году им точно не будет скучно, что можно было наблюдать до 
кризиса", — говорит эксперт. 
  Декан Tuck School of Business, старейшей бизнес–школы в 
мире, входящей в десятку школ с лучшей программой МВА, Пол Данос уточняет, что 
2010 год ознаменуется ростом ответственности лидеров компаний, новым подходом к 
системным моделям риска и их интерпретации.
  Еще один тренд, отмеченный экспертами, — продажа и 
сокращение холдингами непрофильных активов. "Я бы оценил его на 100% 
положительно, поскольку это позволит компаниям сосредоточиться на своих ключевых 
операциях и компетенциях", — говорит Александр Печерский.
  По мнению 
  экспертов, в 2010 году должен 
набрать силу тренд формирования альянсов и создания партнерств, что в условиях 
дефицита ресурсов и недоступности кредитов может стать для компаний хорошим 
способом разделить риски и найти ресурсы для роста. 
  Однако наряду с позитивными тенденциями специалисты отмечают 
и несколько негативных. Пол Данос считает, что чрезмерная уверенность в своих 
силах может сослужить управленцам плохую службу. 
  "Сама по себе уверенность хороша, но лидеры должны подходить 
к каждой сложной проблеме со смирением, открытым умом и с критически 
аналитическим мышлением. Нет людей, которые бы знали ответы на все возникающие 
вопросы", — говорит он. Александр Печерский называет главным отрицательным 
трендом будущего года — еще большее сокращение затрат на маркетинг, персонал и 
прочие "нематериальные" статьи затрат. 
  Впрочем, есть надежда, что в 2010 году наряду с этой 
тенденцией получит развитие и новая. 
  "В ряде компаний кризис, напротив, стимулировал расширение и 
развитие служб, занимающихся поиском новых рынков, продуктов и ниш", — поясняет 
Александр Печерский.
  Чтобы в новом году бизнес не оказался съеденным кризисом, 
управленцам придется действовать почти как дрессировщикам: быстро, осторожно и 
верно оценивая риски.
