Деловой этикет: визитте билетте

Так назывались в Европе первые визитные карточки. В Россию визитные билеты пришли из французского придворного этикета при Екатерине I и очень скоро стали частью церемониала знакомства и представления. А в XIX веке возник целый "визиточный" этикет, по сложности не уступающий столовому.

Возникла мода на "визитный билет вместо визита": накануне праздника слуги бегали по всему городу, разнося визитные карточки хозяина. Это новшество пришло в Россию из Франции, но при этом обогатилось чисто русской смекалкой: появились секретные биржи по обмену визитками, куда сообразительная прислуга съезжалась в назначенное место и менялась карточками тайно от хозяев.
В наше время деловая визитная карточка — неотъемлемый атрибут делового общения, и первое представление, как правило, начинается с обмена визитками. На карточке должны быть четко обозначены имя (+отчество) и фамилия владельца, причем именно в таком порядке. Так принято во всем мире, так было принято и в России до революции.
После семнадцатого года визитки отменили как буржуазный пережиток. Потом они снова появились, в основном в среде чиновников, однако приобрели характерные "советские", "анкетно–протокольные" черты. На первом месте стали писать фамилию, а не имя и отчество. Сейчас мы возвращаем себе самоуважение: пишем сначала имя, а потом фамилию.
Классическая деловая визитная карточка — это горизонтальный прямоугольник размером 5х9 см сДеловой этикет: визитте билеттеДеловой этикет: визитте билетте черным (или темным) текстом на белом или очень светлом фоне. Шрифт должен быть четким и легко читаемым, для деловой визитки вычурные декоративные шрифты не подходят. Бумага — качественной и удобной для записей.
Визитки принято делать односторонними, чтобы на свободной стороне можно было записать нужную информацию. Конечно, на чужой визитке писать ничего нельзя, по крайней мере в присутствии владельца.
Можно ли от руки вписывать изменения в свою визитку? Строго говоря, нет. Это делают только в случае крайней необходимости и только если изменились второстепенные данные — например, если у вас изменился телефон, аккуратно впишите новый номер, зачеркнув старый. Зачеркивать и вписывать новое наименование должности нельзя, это считается дурным тоном — следует как можно скорее заказать новые визитные карточки.
Визитка должна быть сделана так, чтобы вызывать положительные эмоции у того, кто на нее смотрит: стильной, хорошо сверстанной и качественно отпечатанной.