Homo еconomicus

Ален де Бенуа — французский академик и основатель движения «новых правых», которое во многом определило политический пейзаж Европы и США последних 30 лет. Сейчас у философа вышла в России книга с категоричным названием «Против либерализма».

Что вас не устраивает в либерализме?
— Либерализм сегодня является наиболее распространенной идеологией, и следует критиковать его по двум причинам. Во–первых, потому что либерализм — это идеология, которая рассматривает общество, отталкиваясь от абстрактного представления об индивидууме, то есть от индивидуума в себе. Тем самым эта идеология распространяется за счет подавления любых форм соучастия человека в коллективных структурах, будь то принадлежность к народу, к этносу, к нации или к какой бы то ни было культуре. Вторая причина критики либерализма заключается в том, что либерализм — это экономическая теория, которая считает, что экономика — это судьба. Либеральная экономическая теория основывается, отталкиваясь от этого, на антропологии, основанной на оптимальной фигуре homo economicus, который представляется как человек потребляющий и человек производящий. У homo economicus нет никакой другой цели в жизни, кроме как искать условия для максимального обеспечения материального существования. Таким образом, либерализм представляет собой идеологию, которая и прямо, и косвенно утверждает, что высшими ценностями являются ценности, которые можно материально исчислить, ценности конкретные и превращенные в продукт. Либерализм ставит своей целью превратить общество в один сплошной рынок, и, для того чтобы реализовать идею этого рынка, либерализм отказывается от каких бы то ни было ограничений. В таком мире нет никаких ценностей, но все имеет цену.
Главная характеристика либерального капитализма — это отвержение предела в поисках беспредельного материального роста. Главный лозунг либерализма — это все больше и больше. Все больше и больше товаров, все больше и больше прибыли, все больше и больше выбора. Либерализм — это культурная колонизация со стороны США, неравный обмен с третьим миром, уничтожение культурной идентичности, побег в неограниченную конкуренцию, рынок как парадигма всех социальных процессов, рекламные слоганы как парадигма всей вербальной коммуникации, это утилитаризм и индивидуализм, спущенные с поводка.
В России либерализм выходит из моды. Его сторонники предпочитают называть себя технократами, прагматиками, правыми и даже патриотами России. Чем объясняется эта смена ярлыков?
— Говоря о современных политических элитах, которые управляют государствами и в Европе, и в России, не будем забывать, что эти люди не свободны в своем выборе. Они действительно ищут свою прибыль, ищут свой наилучший экономический интерес, при этом некоторые из них искренне убеждены, что этот интерес совпадает с интересами их государства, но они не могут исходя из такой тактики управления государством, что–либо изменить в реальности. Они уже сели в этот поезд глобализации, который несет их все дальше и дальше.
Но рынок существовал всегда — даже в Средние века...
— Это правда, что в традиционных обществах рынок находится рядом с церковью. Но этот рынок не имеет ничего общего с тем глобальным рынком, который мы имеем сегодня. Локальный рынок рядом с церковью был рынком, где конкретные люди обменивались конкретными товарами. Тот рынок, который мы имеем сегодня, — не локальный рынок конкретных товаров, а рынок финансовых услуг и капиталов, которым обмениваются люди на глобальном уровне.
Я думаю, либерализм никогда не был на стороне традиционных обществ. Причина этого следующая. Либерализм исторически связан с идеологией прогресса, которая по определению утверждает, что завтра будет лучше, чем вчера, и что относительно прошлого мы ничего хорошего сказать не можем. Вначале либеральный капитализм создавался в рамках нации. Тогда идеология прибыли создавала прибыль и способствовала обогащению самих наций. После того как он вышел за пределы нации, он изменил свою природу и стал превращаться в иное явление. Как сказал Адам Смит, основатель либеральной философии, так как у торговца нет родины, единственная родина торговца — это место, где он может извлечь максимальную прибыль.
Вы не придерживаетесь либеральных взглядов на иммиграцию, но и не поддерживаете ксенофобов вроде Ле Пена...
— По моему мнению, иммигранты не являются врагами. Это не враги, это жертвы нынешнего экономического порядка. Это люди, которые вынуждены покидать свою родину, семью, культуру по материальным причинам, для того чтобы выбраться из нищеты. С другой стороны, массовая иммиграция, которую на протяжении последних 30 лет мы наблюдаем в Европе, привела к тяжелым социальным проблемам. Это, с одной стороны, напряженность между коренными народами и иммигрантами, с другой стороны — проблема обнищания, пауперизация, которая особенно заметна сейчас, во время кризиса. В настоящее время иммиграция уже не поддерживает труд и производство, она поддерживает безработицу. Конечно, в любом случае какие–то потоки будут, но массовая иммиграция должна быть замедлена, потому что в том виде, в котором она идет сейчас, она угрожает идентичности и социальному укладу коренного населения. Нужно скорее создавать в странах третьего мира приемлемые для людей экономические условия, создавать там сильные экономики для того, чтобы нищета не вынуждала людей ехать в развитые страны. Здесь дело в нормах и пропорциях.
Всегда будут люди, которые любят путешествовать, переезжать с места на место, которые ищут себя в других странах. Но в нормальном мире это ограниченное количество людей. Если у вас в Москве поселится 10 тыс. китайцев — это нормально. Это китайская диаспора, культурная автономия и т. д. Но если там будет 10 млн китайцев, то Москва станет частью Китая! Те правые политики в Европе, которые, с одной стороны, выступают против иммиграции, а с другой, защищают либеральные ценности, вступают автоматически в вопиющее противоречие с самими собой. Потому что либерализм подразумевает свободное передвижение по миру товаров, технологий, идей — но и людей тоже. И некоторые либералы наивно верят, что миграционные процессы будут регулироваться сами по себе. Но мы видим, что это большая ошибка и никакого спонтанного саморегулирования не происходит.
«У homo economicus нет никакой другой цели в жизни, кроме как искать условия для максимального обеспечения материального существования. Все больше и больше товаров, все больше и больше прибыли, все больше и больше выбора. Либерализм — это культурная колонизация со стороны США, неравный обмен с третьим миром, уничтожение культурной идентичности...