"Деловой Петербург" продолжает серию материалов "Страна советов", благодаря которой читатели смогут узнать, как сделать свой бизнес успешнее. В сегодняшней "Стране советов" — рассказ о том, как с помощью различных ухищрений добиться от арендодателя офисных и торговых площадей понижения арендной ставки.
1. Раскройте свои карты перед арендодателем: объясните ему, почему вы
больше не можете платить много.
Например, как сообщили "ДП" в компании Colliers
International, если у торгового центра, в котором вы арендуете площади, нет
посетителей и нет продаж, значит, он не отрабатывает свою часть сделки и вы,
разумеется, не хотите за это платить. В этом случае консультанты советуют
арендатору "раскрыть свои карты" перед арендодателем, показать, как упали его
обороты, тогда проще будет убедить арендодателя пойти на уступки.
По оценке специалистов Colliers International, сейчас
сложился позитивный тренд, состоящий в том, что арендатор и арендодатель садятся
в одну лодку и вместе решают, как выплыть. А еще некоторое время назад это было
не очень возможно, потому что многие не доверяли друг другу.
2. Отправьте на переговоры о снижении арендной платы женщину или
невероятно обаятельного сотрудника.
Читайте также:
Страна советов: Доброта ручной работы
"Один из арендодателей однажды поведал мне, что предпочитает
сдавать офис фирмам, в которых лицом, уполномоченным за принятие решений,
выступает женщина, — рассказывает шеф–редактор портала dprealty.ru Виктория
Кулибанова. — По его наблюдениям, женщины–арендаторы более ответственны,
обязательны и, как правило, не устраивают из офиса место для интимных встреч.
Если предположить, что хотя бы половина арендодателей придерживается такой
позиции, то переговоры о снижении ставки аренды могут оказаться эффективнее,
если их проводит женщина".
А представители Colliers International приводят пример того,
как однажды благодаря личному обаянию и располагающей внешности переговорщика
арендодатель согласился на понижение арендной ставки сразу на 10%.
3. Узнайте обо всех минусах помещения, которое собираетесь
арендовать, и используйте их как аргументы.
По словам Валерия Томина, владельца сети прачечных Fresh, в
случае если речь идет о помещении, пригодном только для специфических видов
бизнеса, можно использовать этот факт как аргумент: мол, это помещение сдашь не
каждому, так что сдавайте мне.
Отличным аргументом может стать и непопулярность помещения
среди арендодателей. "Однажды мне нужно было договориться с собственником
помещения об аренде на 10 тыс. рублей дешевле, чем он предлагал, но арендодатель
отказывался пойти на уступку, — рассказывает Валерий Томин. — Я пришел к нему
через год, помещение так и не было сдано. В итоге я пришел к собственнику и
сказал: я знаю, что помещение вам никак не сдать, так что сдавайте его мне на
моих условиях. В итоге он согласился".
4. Даже если вам удалось убедить арендодателя снизить вам ставку
арендной платы, внимательно изучите новый договор аренды: там может быть
подвох.
"Однажды мне удалось договориться о снижении арендной платы,
но потом выяснилось, что арендодатель повысил размер у.е., в которых она
рассчитывалась, с 30 до 36 рублей", — рассказывает Александр Есаулов, владелец
сети магазинов по продаже аксессуаров для мобильных телефонов.
Также, по его словам, возможны случаи, когда арендодатель в
договоре указывает небольшой срок действия пониженной арендной ставки (1–2
месяца), а предприниматель не замечает этого.