Банки составят список тех, кому никогда на дадут кредит

Автор фото: Итар-Тасс

Российские банки создают общую систему стоп–листов, куда попадают те, кому никогда не дадут кредитов. В одном из банков неофициально рассказали, что в таком списке оказалось уже 250 компаний, в основном из строительной сферы.

В кризис крупные банки, в основном с государственным участием, вводят общефедеральную систему стоп–листов, куда попадают недобросовестные заемщики. В одном из банков "Деловому Петербургу" неофициально рассказали, что в таком списке оказалось уже 250 компаний, в основном из строительной сферы.
Официально в банке "ВТБ Северо–Запад"подтвердили лишь существование информации о недобросовестных заемщиках. Неавторизованно в Сбербанке сообщили, что аналогичная внутренняя база существует в банке давно, а с 2000–х годов она стала общефедеральной. Необходимость создания федеральной, а не только региональной базы стала очевидной, когда недобросовестные заемщики, поработавшие в одном регионе, спокойно перебирались в другой и вели бизнес там с чистого листа.
Однако до сих пор официально банкиры отрицают существование общего федерального стоп–листа.
"Когда я работал в банке, мы звонили друг другу, обменивались информацией о таких заемщиках", — вспоминает президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Он предлагает, чтобы такая система ведения списков недобросовестных заемщиков была узаконена. При этом надо разработать критерии, на основании которых компании и их собственники будут включаться в стоп–лист, говорит Аксаков. Сейчас же банки принимают такие решения субъективно.
"Необходимо внимательнее смотреть условия кредитного договора, в котором обычно прописывается, имеет банк право на раскрытие информации о заемщике третьим лицам или нет. Если нет, то внесение в стоп–листы будет считаться нарушением коммерческой тайны", — говорит Вадим Мальцев, и.о. руководителя юридического департамента Mirax Group (в августе долг корпорации $200 млн выкупил Альфа–Банк и сразу начал требовать его через суд).
В кризис многие компании попали в сложную финансовую ситуацию. У кого–то увеличивается дебиторская задолженность, у кого–то нет сбыта и продукция лежит на складе, у кого–то в бизнес–центрах заполняемость на 30, а не на 90%, как это было рассчитано в докризисных бизнес–планах.
Но при этом заемщики ведут себя по-разному. Если заемщик приходит в банк и раскрывает реальные финансовые показатели компании, то банк идет навстречу таким должникам и реструктуризирует задолженность, убеждают банкиры.
С другой стороны, есть собственники бизнеса, которые осознанно доводят свою компанию до банкротства, чтобы уйти от выплаты долгов.
"Это, как правило, видно. Есть, например, некая компания, управляющая бизнес–центрами. Она начинает скрывать свои реальные финансовые потоки, перезаключает договоры аренды на другие фирмы. С такими компаниями мы начинаем вступать в судебные процессы, а сами бизнесмены попадают во всевозможные стоп–листы как недобросовестные заемщики. Шансов продолжить нормальный бизнес в стране у них очень мало", — предостерегает один из банкиров.
"По закону учредители не несут ответственности по долгам юридического лица, и наоборот. Что касается непосредственной ответственности учредителей, для этого есть институт поручительства, который банки успешно применяют. Если же ситуация будет развиваться иначе и собственников начнут заносить в стоп–листы, то это установит серьезные барьеры, особенно в развитии малого и среднего бизнеса", — считает Людмила Тихова, директор по правовым вопросам ЗАО "Строймонтаж" (общий долг структур холдинга на апрель 2009 года — 4,3 млрд рублей, из них 2,3 млрд рублей — долги перед банками).
Стоит сказать, что крупные частные банки часто намеренно не идут на реструктуризацию кредитов, чтобы заполучить бизнес своего заемщика. По сути, они подталкивают должника к попаданию в стоп–лист, например, за счет повышения процентов по кредиту.
Банкиры сами признают, что бывали случаи, когда компании–заемщики выигрывали в суде споры и впоследствии переставали выплачивать банкам проценты. Но после побед этим компаниям отказывали в кредите в других банках. В итоге заемщики были вынуждены, минуя решение суда, заключать с банками–кредиторами мировое соглашение и все–таки расплачиваться по долгам.
Таким образом, банк имеет более сильные позиции во время кризиса. К тому же прокуратура сейчас активно сотрудничает с госбанками и помогает им в возврате кредитов, отмечает один из экспертов.
Выдержки из закона о банкротстве (№125066–5):
Статья 10. "Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве".
Контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей...
Контролирующее должника лицо не отвечает за вред, причиненный имущественным правам кредиторов, если докажет, что действовало добросовестно и разумно в интересах должника… Денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к ответственности, включаются в конкурсную массу.
Статья 19. "Заинтересованные лица".
…Заинтересованным лицом по отношению к должнику признается лицо, которое входит в одну группу лиц с должником; является аффилированным лицом должника.
Заинтересованными лицами по отношению к должнику — юридическому лицу признаются также: руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника. По отношению к должнику–гражданину — его супруг, родственники.