В Петербурге 27 июня финишировала кругосветная парусная регата Volvo Ocean Race. Судя по тому, как Петербург принимал престижнейшую – и, может быть, самую дорогую в мире парусную регату Volvo Ocean Race, город выдохся.
Финиш гонки, которую называют "Формулой №1" для яхт,
состоялся в России впервые с начала ее проведения, то есть с 1973 года. Это
произошло в субботу 27 июня, когда город еще не отошел от "Алых Парусов", а
параллельно в Гавани проходил международный военно-морской салон. Вероятно,
поэтому освещение регаты в СМИ было скупым, а внимание к событию городских
властей – довольно сдержанным.
picturegallery.fbad38ce-da66-4481-aa30-12bcbb944e6b
В октябре 2008 года, когда 8 яхт-учатников гонки
отправлялись из испанского порта Аликанте, туда приехали шведский принц и
испанский король. На заключительной церемонии в Петропавловской крепости глав
государств не наблюдалось – к нам приехал вице-президент автономной области
Валенсия, мэр Аликанте и губернатор Стокгольма.
Вопреки ожиданиям, церемонию открыла не губернатор
Петербурга, а депутат ЗАКСа, олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Любовь
Егорова, вручившая каждой команде-участнице десятого этапа гонки по большой
матрешке. В толпе послышался изумленный шепот. Всех беспокоило два вопроса: есть
ли что-то внутри матрешки, и где губернатор? Валентина Ивановна вышла с речью,
когда ее уже не ждали. Она вручила победителю этапа, команде испанской яхты
Telefonica Black, огромную картину с видом стрелки Васильевского Острова кисти
малоизвестного художника.
Читайте также:
Volvo Ocean Race: уникальные кадры
Главным спецэффектом встречи стал питерский дождь – а облака
в тот день, разумеется, никто и не подумал разгонять. В торжественный момент,
когда развели мосты и к Петропавловке начали приближаться яхты, ветер задул как
во время шторма в Атлантике. Промокшие до нитки репортеры, махнув рукой -
"Все равно в такую погоду ничего не снимешь!" - один за другим покидали
пресс-площадку в поисках местечка посуше.
Жены дипломатов и других VIP-гостей торопливо бежали к
ближайшему козырьку на высоких каблуках дорогих туфель по мокрому и грязному
песку. С их волос ручьями стекала вода, а сами они были похожи на жертв
кораблекрушения. О том, чтобы соорудить на пляже нехитрый настил, никто и не
подумал, а на последовавшем приеме в честь регаты Валентина Ивановна по поводу
погоды лишь кокетливо отшучивалась.
На территории Петропавловской крепости гостей встречали
одетые в форму регаты девушки с флагами, аккуратно расставленные по
аллейкам и вдоль бастионов. На любой вопрос – как пройти в пресс-центр, где офис
регаты, как быстрее выйти на пляж, минуя заграждения, где, наконец, туалет? –
девушки отвечали честно: "Не знаю!" Эта фраза часто повторялась во время
мероприятия. Сотрудники пресс-центра не знали, когда какая будет
пресс-конференция, отсылая всех на стойку информации, где девушка тоже твердила:
"Не знаю!". Сотрудники оргкомитета не знали, как попасть на прием опоздавшему
VIP-гостю из другой области.
На пляже пришедших на праздник зрителей ждал ярмарочный
балаган. Акробаты на ходулях в костюмах эпохи то ли Петра I, то ли Екатерины II
молча нарезали круги перед пляжем и сценой. Из рекламных палаток спонсоров
мероприятия зазывали клиента. На сцене звенела "Калинка-Малинка" вперемежку с
композициями группы Metallica и мелодиями военного оркестра. Происходящее
напоминало работу большого сувенирного магазина на выезде, в какие гиды завозят
интуристов за комиссию. Организаторы сэкономили на переводчике, так что
ведущему, спортивному комментатору Виктору Гусеву, приходилось повторять фразы
то на русском, то на английском.
С пляжа крепости при подходе каждой из восьми яхт к причалу
раздавались приветственные залпы фейерверка. Немного не повезло журналистам:
заряды лежали в десяти метрах от пресс-площадки, а о готовящихся взрывах никто
не предупреждал. После первых двух залпов журналистская братия, вздрогнув,
отпрянула, но потом перестала обращать внимание.
Те из зрителей, которые пришли на финал гонки в
Петропавловку, скорей всего думали, что речь идет о корпоративе какого-то
автосалона. Ведь многие и название регаты слышали впервые.
А ведь в гонке участвовала и российская яхта "Косатка",
которую построил известный предприниматель Олег Жеребцов. Жеребцов состоял в
команде, которую возглавлял шкипер Стиг Вестрегард, в должности бакового
матроса. К сожалению, дела у Team Russia не заладились: после третьего этапа в
декабре "Косатка" прервала свое участие в гонке, вернулась было на
заключительный этап, но в районе Таллинна у нее сломался мотор, и в Кронштадт
яхта пришла уже на буксире.
До декабря у Team Russia была сухопутная команда, куда
входили и сотрудники, которые обеспечивали связь с прессой, был у команды и свой
сайт. Когда из-за финансовых трудностей "Косатка" сошла с дистанции и команда
была распущена, освещением гонки стало некому заниматься. Для многих центральных
и городских СМИ кругосветная регата – все-таки не "Евровидение", а статус
события полностью определяется присутствием на нем первых лиц государства.
По слухам, один из ведущих российских телеканалов даже
запросил с организаторов деньги за то, чтобы сделать репортаж о финише регаты.
Впрочем, мероприятие все равно прошло стоящее. Обыватель не
скучал, а повидавшие виды, загорелые и веселые моряки с яхт, на досадные
организаторские "ляпы" внимания никакого не обращали. Когда проплывешь 37000
морских миль, существуя на грани жизни и смерти, мелочи уже не важны. Плыть
через весь земной шар, чтобы в Питере получить матрешку, конечно же, стоило.