Творчество художников с психиатрическим опытом. На пути к признанию

Автор фото: Татьяна Девятова
Идеальный дворец почтальона Шеваля

Сегодня искусство психопатологической экспрессии является актуальным явлением современной западной художественной культуры. В нашей стране творчество пациентов психиатрических больниц редко выходит за пределы больничных стен. Причина этому не низкая художественная ценность работ, а закрытость темы и отсутствие информации о данном направлении в современном искусстве.

Интерес к художественным работам пациентов психиатрических клиник возник еще в конце XIX века. Выразительностью и своеобразием художественного языка душевнобольных (см. примечание) людей заинтересовались передовые психиатры во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. Именно они открыли творчество своих пациентов общественности, на базе их клиник были созданы первые коллекции работ.
В 1900 году состоялась первая выставка творчества душевнобольных в Бетлемской Королевской больнице в Лондоне, а в 1905 году главный врач приюта Вильжюиф (Франция) открывает "Музей безумия". В последующие годы формируется систематическое изучение продуктов психопатологической экспрессии, публикуются работы, создаются специализированные коллекции, проводятся художественные выстИдеальный Дворец почтальона Шеваляавки.
Творческими проявлениями при психических заболеваниях начинают интересоваться представители мира искусства. Вышедшая в Берлине в 1922 году книга "Художество душевнобольных" врача и коллекционера Ганса Принсхорна на основе коллекции произведений душевнобольных из психиатрической клиники университета Хайдельберга становится популярной в среде художников–авангардистов. Художники Пауль Клее, Макс Эрнст и Сальвадор Дали считали ее чуть ли не Библией для художника–модерниста, найдя там множество художественных откровений и инноваций. В 1959 году в Вероне организуется Международное общество психопатологии экспрессии и арт–терапии (СИПЭ/SIPE). К этому же периоду относится и особый всплеск интереса художников и поэтов к патологическим состояниям, отклонения не имитируются, а провоцируются, например, при помощи наркотических препаратов. Цель подобной провокации — вызвать новое состояние творческой экспрессии.
Появляется и терминология для обозначения подобного рода творчества. В 1945 году французский художник Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet) вводит в оборот термин Ар Брют (L`Art brut) (фр. "первозданное, грубое, сырое, дикое искусство"). Такие художники, по его мнению, творят под воздействием исключительно внутренних импульсов, будучи полностью изолированными от влияния любого классического и современного искусства. Помимо душевнобольных творцов к таким художникам можно отнести еще и заключенных, детей, художников с умственными отклонениями и жителей отдаленных сельских районов. В те годы территориальная отдаленность подразумевала и изолированность информационную.
Идеальный Дворец почтальона Шеваля
В 1972 году появляется английский вариант термина Art brut — Outsider art ("искусство аутсайдеров" или "искусство посторонних"), придуманный английским арт–критиком Роджером Кардиналом (Roger Cardinal). В последующие годы значение термина расширилось и стало обозначать "потустороннюю" позицию акультурного "художественного творчества, которое практикуют те, кто по социальным или психологическим причинам отказывается от нормальной коммуникации… в ущерб общественному признанию". Со временем у термина Ар брют появилось множество подтерминов — интуитивное, наивное, маргинальное, визионерское искусство.
Сегодня Ар Брют как одно из направлений современного искусства заняло свою нишу и на арт–рынке. Эти произведения покупают коллекционеры, на аукционах их стоимость варьируется в широком диапазоне — от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч долларов. Толпы туристов посещают музеи ар брют: Музей Ла Фабюлозри (Франция), Идеальный Дворец почтальона Шеваля (Hauterives, Франция), Музей Ар Брют в Лозанне (Швейцария). Недалеко от Вены находится единственный в своем роде Центр Ар Брют Гуггинг. Помимо выставочного центра и галереи в Гуггинге есть Дом Художников, где живут художники с психиатрическим опытом, и где им созданы все необходимые условия для творчества. Их работы выставляются в художественной галерее и музеях. Половина средств, вырученных от продажи работ, перечисляется художникам или их родственникам, другая половина идет на развитие центра.
Сегодня практически во всех зарубежных психиатрических клиниках есть художественные мастерские, так как спонтанное творчество обладает немалой ауто-терапевтической силой. "Это не значит, что каждый душевнобольной — талантливый художник, частота такая же, как и среди обычных людей", — говорит Владимир Гаврилов, вице–президент SIPE, автор и куратор арт–проекта “Иные” в Ярославле. На постсоветском пространстве это наиболее масштабный и серьезный проект, собравший более 2500 художественных работ аутсайдер арт (графика, фото, живопись, мелкая пластика). Владимир Гаврилов является одним из создателей Фонда поддержки социальных и культурных инициатив "ИнАРТ" в Петербурге.
На выставке Талант вне диагноза
Фонд "ИнАРТ" совместно с ООО "ИСП–Технология" уже второй раз организуют в нашем городе масштабную и общедоступную выставку, объединяющую наиболее авторитетные российские арт–проекты и коллекции аутсайдерского искусства. В январе–феврале 2008 года выставка "Иновидение: раздвигая стены" прошла в музее нонконформистского искусства "Пушкинская 10".
На выставке "Талант вне диагноза"В этом году выставка "Талант вне диагноза" проходит с 2 по 26 июня в Доме молодежи "Рекорд". На выставке представлено более 100 художественных работ из Петербурга, Ярославля, Оренбурга, Кирова и зарубежных авторов.
Выставка Талант вне диагноза. Художник-аутсайдер Михаил Миркин. Выставка "Талант вне диагноза". Художник-аутсайдер Михаил Миркин.
В планах фонда не только основание в нашем городе Музея Outsider Art и организация при нем арт–мастерских для людей с ограниченными возможностями, но и создание интернет–магазина, позволяющего приобрести понравившиеся репродукции картин и товары, созданные в арт–студиях и специализированных мастерских. Полученные средства будут перечисляться авторам и направляться на развитие проекта. На сегодняшний день на сайтах www.mental.ru и www.art–therapy.ru уже открыта интерактивная выставка творчества художников-маргиналов, собравшая более 300 работ (живВладимир Гаврилов на выставке "Талант вне диагноза". Петербургопись, графика, пластика, поэзия, история).
Владимир Гаврилов на выставке Талант вне диагноза. Петербург
"Мы работаем не как обычные галеристы, продюсеры, мы пытаемся стать профсоюзом для наших художников, потому что в силу многих, в том числе и медицинских причин, в силу определенной социальной необученности, они не всегда могут отстоять свои интересы, увидеть разные возможности представления своего творчества. И мы просто обязаны их оградить от каких–то неприятностей, выступать их правозащитниками, — сказала Татьяна Девятова, вице–президент Фонда ИнАРТ. — Я мечтаю сделать так, чтобы талантливые художники-аутсайдеры могли жить достойно, занимаясь любимым делом и радуя его результатами нас, обычных людей. А мы — обычные люди — имели возможность приобрести эти произведения искусства, украсить ими свой дом или офис".
Как считает психиатр и историк искусств Ганс–Отто Томашофф, искусство помогает вступить в контакт с новым и непривычным, предоставляет возможность освободить сознание от стереотипов и познакомиться с отличным от собственного мировосприятием. Ведь люди проявляют больше терпимости к необычным произведениям искусства, чем к необычным явлениям жизни. В основе этого лежит фундаментальная проблема страха перед непонятыми явлениями. Межкультурные сравнения помогают убедиться в том, что различия не всегда сопряжены с опасностью и в реальности оказываются гораздо меньшими, чем мы полагаем. А межкультурная терпимость имеет общие основания с терпимым отношением к людям с психическими и физическими особенностями.
_________________________________________________________________
Примечания. Термин "душевнобольной" в наше время считается устаревшим, некорректным и не употребляется по отношению к людям с психиатрическим опытом. В данном материале приводится исключительно в историческом контексте.