Президент группы "ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров в личном блоге рассказал о своих итогах ХIII Петербургского международного экономического форума. Как отмечает миллиардер, эта встреча сильно отличалась от предыдущих повышенной активностью участников и жаждой обмена мнениями.
"В этих условиях хочу отметить особую роль государства и его
исключительное право в выборе приоритетов, стратегий, консолидации и уровня
профпригодности элит по выходу из кризиса (неизбежно происходит расширение зоны
влияния государства по спасению конкурентных отраслей и предприятий, в том числе
в отдельных случаях вхождение в капиталы проблемных компаний и управления
ими).
На форуме продолжалась фундаментальная и непримиримая борьба
двух упомянутых экономических школ в условиях глобализации: монетаризма и
кейнсианства. По моему мнению, стенки между двумя учениями уже давно нет, а
главное различие сводится к определению приоритетов экономической модели,
при этом инструменты и меры практически одинаковые. Отсюда вывод: не надо
зацикливаться на экономических догмах, нужно иметь под рукой несколько моделей в
зависимости от выбранных приоритетов и быстро реагировать на изменения среды с
учетом специфики экономики России и ее конкурентных преимуществ", — пишет
Прохоров.
По мнению президента "ОНЭКСИМа",
в нашей стране
доминирующей научной и практической школой является монетаризм, то есть
экономика сводится к выбору двух приоритетов. Первый —борьба с инфляцией
монетарными методами с жесткой денежно–кредитной политикой, где ставка по
кредитам не может быть ниже уровня инфляции. Второй — зависимость
курса рубля от цены на нефть (модифицированный currency board). Читайте также:
"Аврора" выстрелила в себя
В условиях кризиса, на взгляд Прохорова, такой подход помог
нам достичь временной стабилизации, контроля инфляции, возврата доверия к
национальной валюте и ускоренной гибели неэффективных предприятий. Однако
подобные антикризисные меры государства идут в противофазе с действиями бизнеса:
маржинальная прибыль "рублевого" бизнеса значительно ниже стоимости денег; у
банков нет хороших заемщиков, новые кредиты пополняют банк "плохих долгов";
создание "резервов" за пределами бизнеса, отказ от борьбы за бизнес и снижений
затрат. Кроме того, результатом подобных мер также становится снижение эффекта
импортозамещения и конкурентоспособности реального сектора, а также массовая
безработица и банкротства.
Сам Прохоров не относит себя к последователям ни одной из
школ. Монетаристский поход, по его мнению, практически достиг своих приоритетов
и выполнил максимум задач. Однако теперь более эффективным с учетом специфики
экономики России является реализация приоритетов, близких к кейнсианству:
стимулирование; ослабление курса рубля и его привязки в целях увеличения налогов
и снижения бюджетного дефицита; снижение затрат и повышение
конкурентоспособности.
"При этом стимулирование спроса имеет сейчас приоритетное
значение", — отмечает Прохоров. Он предложил свои меры, на которые
следовало бы обратить внимание правительству:
— резкое снижение учетной ставки ЦБ (норма прибыли в "рублевой" экономике
составляет 8–12%, и, помимо оплаты процентов, банкам нужно еще зарабатывать для
развития!);
— заморозка тарифов естественных монополий (инвестресурсы нужно искать
не в повышении тарифов, а в снижении затрат — резерв 20–30%; и так пошли
неплатежи энергетикам и некому продавать газ);
— неувеличение налоговой нагрузки на бизнес;
— госзаказ на строительство новой инфраструктуры (дороги и жилье —
нельзя резать бюджет по принципу "всех на 30%");
— демонополизация экономики на региональном уровне;
— форсирование развития новой инновационной экономики с четким выделением
направлений прорыва.
Позитивный эффект, которого ожидает Михаил Прохоров от
предложенных мер:
— сигналы государства и бизнеса по выходу из кризиса совпадают;
— снижение бюджетного дефицита;
— переход от монетарных методов борьбы с инфляцией к структурным изменениям в
экономике (демонополизация региональных рынков ЖКХ, торговли, транспорта и
т.д.);
— расширение клиентской базы для банковского кредитования и решение проблемы
"плохих долгов";
— сохранение большого количества рабочих мест (правда, при общем снижении
уровня жизни).
"Несколько слов отдельно хочу сказать об
инфляции — самом загадочном процессе в экономике. Я не против борьбы
с инфляцией, а совсем наоборот. Но специфика структуры экономики России дает, по
определению экспертов, от 6 до 8% инфляции ежегодно. Поэтому повторюсь: в кризис
как раз пора начать структурную реформу экономики", — подчеркнул президент
"ОНЭКСИМа".
"Сейчас абсолютно понятно, что стабилизация цен на нефть
даже в коридоре $70–80 за баррель не приведет к возврату экономики в прежнее
состояние "баланса" и устойчивого роста". В своей записи Прохоров также назвал
причины, из–за которых денежные власти всегда "в одну калитку переигрывают"
реальный сектор:
— высокий фетиш денег;
— последствия кризиса государственных финансов 1998 года создали
мифологическую "память тела", при которй устойчивость бюджета стала самоцелью,
хотя бюджет является инструментом реализации приоритетов развития;
— денежные власти хорошо идеологически консолидированы и лучше
интеллектуально оснащены "правильным" набором аргументов;
— но главное — в России нет межотраслевого баланса (МОБ), и МОБ, к
сожалению, не является главным инструментом управления страной. Это приводит к
тому, что ни одна отрасль (или регион) не владеет по определению набором
аргументов, чтобы переспорить денежные власти. В условиях же управления через
МОБ финансы являются важнейшим, но далеко не единственным элементом увязанной
системы, а все отрасли органично увязаны между собой.
"Нынешний кризис неизбежно усиливает мировой тренд
перераспределения глобального ВВП в пользу развивающихся стран (кстати,
в XVIII веке Китай и Индия производили 55% мирового ВВП!), и России
критически важно не только "попасть в этот поезд", но и с усиленной и
обновленной экономикой играть в этом процессе существенную роль.
Предлагаемый подход к приоритетам, по моему мнению, эффективен именно сейчас, и
при достижении результата коррекции подлежит вся модель", — заключил
Прохоров.