Продюсер и директор петербургской киностудии RWS Studio продолжил начатый Иваном Дыховичным разговор тему влияния рецессии на российский кинематограф.
Как кризис скажется на мировом и российском кинематографе?
Кризис будет состоять из нескольких этапов, и первый этап все уже переживают сейчас — мы все несколько ошарашены: резкий спад кинопроизводства, растерянность телевизионных каналов. Это все началось зимой, осознание всей сложности положения тоже произошло зимой. Сейчас, как я подозреваю, начало второго этапа, более-менее обнадеживающего — все уже поняли глубину собственного падения, и постепенно принимают стратегические решения — в том числе об уменьшении стоимости производства.
Кризис будет состоять из нескольких этапов, и первый этап все уже переживают сейчас — мы все несколько ошарашены: резкий спад кинопроизводства, растерянность телевизионных каналов. Это все началось зимой, осознание всей сложности положения тоже произошло зимой. Сейчас, как я подозреваю, начало второго этапа, более-менее обнадеживающего — все уже поняли глубину собственного падения, и постепенно принимают стратегические решения — в том числе об уменьшении стоимости производства.
Во сколько раз необходимо снизить производственные
расходы?
Для того чтобы российскому кинематографу выйти из сложного положения и вывести отечественную киноиндустрию на уровень рентабельности, нам нужно ужаться на 50 – 60 процентов по всем статьям затрат. В принципе, тенденция к реализации этого уже намечается. Люди осознают, что жизненно необходимо умерить аппетиты, научиться довольствоваться несколько другими цифрами. Негативная ситуация состоит вот в чем: скорее всего произойдут увольнения. Точнее, они уже сейчас происходят, и мы теряем некоторых уникальных работников. Профессионализм в кинематографических профессиях нарабатывается десятилетиями. Но я оптимист, верю, что постепенно кино выплывет. Однако, для того чтобы вернуться к докризисным объемам, должно пройти года два – три.
Для того чтобы российскому кинематографу выйти из сложного положения и вывести отечественную киноиндустрию на уровень рентабельности, нам нужно ужаться на 50 – 60 процентов по всем статьям затрат. В принципе, тенденция к реализации этого уже намечается. Люди осознают, что жизненно необходимо умерить аппетиты, научиться довольствоваться несколько другими цифрами. Негативная ситуация состоит вот в чем: скорее всего произойдут увольнения. Точнее, они уже сейчас происходят, и мы теряем некоторых уникальных работников. Профессионализм в кинематографических профессиях нарабатывается десятилетиями. Но я оптимист, верю, что постепенно кино выплывет. Однако, для того чтобы вернуться к докризисным объемам, должно пройти года два – три.
Есть ли в кризисе позитивные моменты?
В первую очередь — в итоге, придем к более-менее рентабельному кино. Затраты опустятся до разумных пределов, потому что в докризисные годы, особенно в 2008, вся отечественная кинопродукция была крайне нерентабельна. Все дело в неоправданно завышенной себестоимости производства. Во-вторых, отсеется огромное количество балласта — непрофессиональных работников. Продюсеры, телеканалы и заказчики в лице государства по-другому начнут смотреть на качество продукции. Пропадут появляющиеся в большом количестве низкопробные малопрофессиональные фильмы. Надеюсь, благодаря кризису, творческие работники поймут, что кино — не только искусство, но еще и довольно дорогостоящая индустрия. На мой взгляд, в кино-среде сложилось немного неадекватное и устаревшее, социалистическое отношение к кинематографу, как к некоему «халявному» искусству на деньги государства. Конечно, государство должно помогать кино, но это не значит, что совсем не стоит думать о возврате денег государству. Я категорически против халявы, потому что тем самым рубим сук, на котором мы, кинематографисты, сидим. Пока мы не добьемся, чтобы наша киноиндустрия начала сама себя окупать, постоянно будем иметь проблемы.
В первую очередь — в итоге, придем к более-менее рентабельному кино. Затраты опустятся до разумных пределов, потому что в докризисные годы, особенно в 2008, вся отечественная кинопродукция была крайне нерентабельна. Все дело в неоправданно завышенной себестоимости производства. Во-вторых, отсеется огромное количество балласта — непрофессиональных работников. Продюсеры, телеканалы и заказчики в лице государства по-другому начнут смотреть на качество продукции. Пропадут появляющиеся в большом количестве низкопробные малопрофессиональные фильмы. Надеюсь, благодаря кризису, творческие работники поймут, что кино — не только искусство, но еще и довольно дорогостоящая индустрия. На мой взгляд, в кино-среде сложилось немного неадекватное и устаревшее, социалистическое отношение к кинематографу, как к некоему «халявному» искусству на деньги государства. Конечно, государство должно помогать кино, но это не значит, что совсем не стоит думать о возврате денег государству. Я категорически против халявы, потому что тем самым рубим сук, на котором мы, кинематографисты, сидим. Пока мы не добьемся, чтобы наша киноиндустрия начала сама себя окупать, постоянно будем иметь проблемы.
Насколько позитивно увеличение роли государства в производстве
фильмов?
Государство не должно помогать так, чтобы у нас складывалось ощущение, словно мы комфортно сидим у него на шее, свесив ножки. Считайте, что государство - частный инвестор, вкладывающий деньги в кино. Оно вправе получить тот продукт, который хочет получить.
Государство не должно помогать так, чтобы у нас складывалось ощущение, словно мы комфортно сидим у него на шее, свесив ножки. Считайте, что государство - частный инвестор, вкладывающий деньги в кино. Оно вправе получить тот продукт, который хочет получить.
Читайте также:
Дмитрий Месхиев: "Я все начинаю с белого листа"
Насколько от этого пострадает независимое
кинопроизводство?
Считаю, что от этого кинопроизводство совершенно не пострадает. Я не против патриотических картин, я не против фильмов хорошего качества, и очень надеюсь, что в лице государства мы найдем надежного стратегического заказчика.
Считаю, что от этого кинопроизводство совершенно не пострадает. Я не против патриотических картин, я не против фильмов хорошего качества, и очень надеюсь, что в лице государства мы найдем надежного стратегического заказчика.
Насколько пострадает от кризиса петербургское кино?
Действительно, нам сейчас очень непросто, но мне кажется что мы уже пережили самые сложные времена. Мы активизировали свою деятельность, снизили расценки, сейчас запускаем проект за проектом. Пока что, это телевизионные фильмы, но важно, что мы работаем и развиваемся, движемся вперед. Я не буду бегать и кричать: «Караул», ибо нет предпосылок для катастрофы. Необходимо пережить тяжелое время, причем пережить его с пользой для себя, что, в общем, я и пытаюсь сделать.
Действительно, нам сейчас очень непросто, но мне кажется что мы уже пережили самые сложные времена. Мы активизировали свою деятельность, снизили расценки, сейчас запускаем проект за проектом. Пока что, это телевизионные фильмы, но важно, что мы работаем и развиваемся, движемся вперед. Я не буду бегать и кричать: «Караул», ибо нет предпосылок для катастрофы. Необходимо пережить тяжелое время, причем пережить его с пользой для себя, что, в общем, я и пытаюсь сделать.