09:1914 ноября 200809:19
44просмотров
09:1914 ноября 2008
Процесс инклюзии, включения – норма жизни. Поддержка процесса интеграции (инклюзии, включения) – совместного обучения в общеобразовательных школах и детских садах детей, развивающихся обычно, и детей с особыми потребностями - важна с различных точек зрения (нормализация среды проживания; развитие толерантности; улучшение качества образования и качества жизни и др.).
В Петербурге накоплен большой опыт такого совместного
обучения и воспитания детей в детских садах. Этого нельзя сказать об
общеобразовательных школах. Случаи «инклюзии» в школах есть, чаще всего они
являются следствием доброй воли и договоренностей родителей ребенка, учителя,
администрации школы. Но все же - обучение «особого ребенка» в
общеобразовательной школе - еще пока исключение из правила, а не норма.
Среди причин, мешающих процессу «инклюзии», включению в
общеобразовательных школах:
- общественное мнение, влияющее негативно и на родителей, и на учителей, и на детей,
- общественное мнение, влияющее негативно и на родителей, и на учителей, и на детей,
- педагогические затруднения у учителей, возникающие при обучении «особых»
детей,
- пробелы в нормативном обеспечении процесса интеграции,
- отсутствие реальной финансовой поддержки процесса интеграции.
Среди путей решения проблемы: разработка и реализация
индивидуальной образовательной программы (образовательного маршрута) для такого
ребенка; привлечение сопровождающих к работе с «особыми» детьми в
общеобразовательных школах.
Сложности с реализацией этого пути: отсутствие опыта работы
в общеобразовательной школе с сопровождающим и «особым» ребенком; необходимость
дополнительного финансирования.
При этом практика показывает, что многие родители хотели бы
обучать своих «особых детей» в общеобразовательных школах. И некоторые школы
готовы к этому при условии содержательной, организационной и финансовой
поддержки процесса. Государственные органы сейчас начинают обращать внимание на
данную проблему. Но до механизмов ее решения еще пока далеко. А дети растут…
В этой ситуации чрезвычайно важно «общественными силами»,
во-первых, помочь конкретным детям, во-вторых, разработать и реализовать модели,
механизмы поддержки «включения», которые можно будет предложить государству и
крупным донорам для реализации.
С этой целью и планируется в рамках данного проекта начать
реализацию Городской Программы поддержки обучения «особых детей» в
общеобразовательных школах».
Основная задача проекта: запустить механизм работы Городской
программы. Сначала силами и средствами негосударственных, общественных
организаций. Следующим шагом – начать процесс интеграции разработанного
механизма в структуры гос.финансирования.
Кратко механизм работы Программы состоит в следующем:
1. Родители «особого ребенка» и/или школа обращаются в Программу.
2. С семьей и ребенком работают эксперты. На этом этапе их задача - оценить потребности и возможности ребенка, запросы семьи и ее возможности в сопровождении ребенка.
3. Если необходимо специалисты программы помогают найти школу, готовую попробовать включить в свой процесс данного особого ребенка.
4. Эксперты Программы работают совместно с семьей и школой. На этом этапе их задача оценить возможности школы, помочь родителям и школе составить индивидуальную образовательную программу, просчитать ее бюджет; выяснить какие дополнительные ресурсы требуются для включения «особого» ребенка.
5. Если дополнительные ресурсы нужны – задача Программы организовать их поиск.
Деньги будут запрашиваться на обучение в течение одного учебного года конкретного ребенка в конкретной школе.
6. В случае удачного поиска средств и обучения ребенка в течение учебного года эксперты Программы проводят мониторинг и формулируют рекомендации о целесообразности продолжения такой программы обучения, изменения ее и т.д.
1. Родители «особого ребенка» и/или школа обращаются в Программу.
2. С семьей и ребенком работают эксперты. На этом этапе их задача - оценить потребности и возможности ребенка, запросы семьи и ее возможности в сопровождении ребенка.
3. Если необходимо специалисты программы помогают найти школу, готовую попробовать включить в свой процесс данного особого ребенка.
4. Эксперты Программы работают совместно с семьей и школой. На этом этапе их задача оценить возможности школы, помочь родителям и школе составить индивидуальную образовательную программу, просчитать ее бюджет; выяснить какие дополнительные ресурсы требуются для включения «особого» ребенка.
5. Если дополнительные ресурсы нужны – задача Программы организовать их поиск.
Деньги будут запрашиваться на обучение в течение одного учебного года конкретного ребенка в конкретной школе.
6. В случае удачного поиска средств и обучения ребенка в течение учебного года эксперты Программы проводят мониторинг и формулируют рекомендации о целесообразности продолжения такой программы обучения, изменения ее и т.д.
В основе этого проекта:
1. Опыт работы центра «Участие» с «особыми детьми» в общеобразовательной школе.
2. Уверенность, что многие бизнесмены готовы жертвовать деньги на нужды конкретного ребенка скорее, чем на создание инфраструктуры.
Если за счет данного проекта будет обеспечена инфраструктура - координатор, базовая оплата работы экспертов, оплата разработки курса для сопровождающих, и экспериментальная работа с одним ребенком, то это создаст базу для работы с другими детьми и позволит организовывать поиск денег, необходимых только для обучения конкретного ребенка. А они могут быть уже не такими большими.
1. Опыт работы центра «Участие» с «особыми детьми» в общеобразовательной школе.
2. Уверенность, что многие бизнесмены готовы жертвовать деньги на нужды конкретного ребенка скорее, чем на создание инфраструктуры.
Если за счет данного проекта будет обеспечена инфраструктура - координатор, базовая оплата работы экспертов, оплата разработки курса для сопровождающих, и экспериментальная работа с одним ребенком, то это создаст базу для работы с другими детьми и позволит организовывать поиск денег, необходимых только для обучения конкретного ребенка. А они могут быть уже не такими большими.
Срок действия проекта: 12 месяцев
Расходы на проект:
700.000 руб. - собственные средства и др. источники,
702.000 руб. - за счет социального инвестора.
700.000 руб. - собственные средства и др. источники,
702.000 руб. - за счет социального инвестора.
Планируемые эффекты:
- разработанный и апробированный механизм действия программы,
- разработанный и апробированный курс обучения и стажировки сопровождающих,
описанный механизм работы сопровождающего с особым ребенком в общеобразовательной школе,
- 4-5 «особых» детей, включенных в учебный процесс общеобразовательной школы.
- разработанный и апробированный механизм действия программы,
- разработанный и апробированный курс обучения и стажировки сопровождающих,
описанный механизм работы сопровождающего с особым ребенком в общеобразовательной школе,
- 4-5 «особых» детей, включенных в учебный процесс общеобразовательной школы.
Руководитель проекта: Эпштейн Михаил Маркович, кандидат
педагогических наук, генеральный директор
195196, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а, тел./факс (812) 444-38-62,
моб. 964-85-03, e-mail: epimail@mail.ru
195196, Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а, тел./факс (812) 444-38-62,
моб. 964-85-03, e-mail: epimail@mail.ru