00:0008 октября 200800:00
53просмотров
00:0008 октября 2008
СПб. Андре Мартинес - один из немногих в мире мастеров, кто расписывает циферблаты наручных часов. О том, сколько времени на это уходит, какие сюжеты он рисует, - в интервью «ДП».
Художник-миниатюрист Андре Мартинес, который расписывает
циферблаты с 1978 года, недавно приезжал в Петербург по приглашению салона
Imperial. Последние несколько лет он активно сотрудничает с швейцарской
компанией Corum, известной тем, что произведенные ею часы носят чемпионы мира по
покеру. Чтобы создать одну миниатюру, мастеру требуется бинокулярный микроскоп,
перламутр, специальные краски, сохраняющие яркость в течение многих лет, печь и
от 45 до 80 часов рабочего времени. Сегодня в Швейцарии всего три высококлассных
специалиста, которые владеют техникой росписи циферблатов. И Мартинес один из
них.
Роспись - это творческий процесс. Участвуете ли вы как художник в
разработке сюжетов?
-Случается иногда. Но обычно мы руководствуемся
пожеланиями заказчика, который приносит уже готовую картинку.
Сегодня мы все
живем в таком грустном мире (посмотрите и послушайте все эти телевизионные
новости), что нам хочется создавать вещи, которые будут доставлять удовольствие
и приносить радость. Может быть, наша работа сделает людей немного счастливее,
когда они посмотрят на картинку на своих часах. Обычно мы расписываем в одном
стиле не более 50 экземпляров. Если изготавливать их в большем объеме, это
потеряет всякий смысл для тех, кто покупает редкие экземпляры.
Случались ли
коллизии, когда вы отказывались делать миниатюры по причинам морального
толка?
-В принципе, если кто-то желает видеть у себя на часах графа Дракулу -
нет проблем, все можно сделать. Но если меня попросят нарисовать портрет Гитлера
или Папы Римского, лично я откажусь. Но до сих пор отказывать не приходилось -
предлагают для росписи достойные сюжеты. Иногда мы создаем ограниченные серии на
эротические темы. Это исключительно для коллекционеров. Картинка рисуется так,
будто находится с внутренней стороны. Ведь она не для того, чтобы всем ее
показывать.
Когда просят воспроизвести на часах картину известного художника
- в этом тоже есть некий этический момент.
-Такое случается довольно часто,
но я расписываю циферблат, и всем ясно, что это не подделка.
Если бы я писал
в том же размере, в каком выполнен оригинал, теми же красками, на таком же
холсте - тогда, да. А так понятно, что это копия. Тем не менее очень часто
заказывают картины Леонардо да Винчи. Я уже раз двадцать пять писал его Мадонну
Литу!
А Мону Лизу заказывали?
-Нет, еще ни разу. Но такое может случиться.
Я, конечно, сделаю все, на что способен, но ни в коем случае не буду состязаться
с мастером.
Заказывали ли вам когда-нибудь картины русских
мастеров?
-Дважды рисовал Богородицу с разных икон. Вот, сели бы и заказали
«Черный квадрат Малевича, думаю, это была бы очень сложная работа. Часы ведь
круглые. Когда пишешь портрет, то допускается некоторая свобода, что-то
изменить, добавить блики, а когда пишешь здание, то нужно соблюсти все пропорции
и законы перспективы.
Вы, образно говоря, украшаете время, а что для вас
значит это понятие? И расписали ли вы часы для себя?
-Я независимый художник,
у меня много заказов от разных часовых компаний, и их нужно выполнять. Для меня
время бежит слишком быстро. Я даже не замечаю, как оно проносится. Беру какие-то
часы, мне кажется, что я расписывал их год назад, а мне говорят: нет, прошло уже
4 года. Я очень быстро старею. Бывает так: люди смотрят на часы и говорят: еще 4
часа работы! У меня наоборот - всего 4 часа осталось.
Специально для себя я,
увы, циферблат пока не расписал. Но я об этом думал. Если у меня когда-нибудь
появится свободный месяц, я обязательно сотворю что-нибудь особенное. Может
быть, это будет картина какого-то художника. Пока не знаю.
Андре Мартинес
расписывает один циферблат с помощью микроскопа, специальных красок и 80 часов
своего рабочего времени.
Фото: архив Дп