Раскрасить время за 80 часов

СПб. Андре Мартинес - один из немногих в мире мастеров, кто расписывает циферблаты наручных часов. О том, сколько времени на это уходит, какие сюжеты он рисует, - в интервью «ДП».

Художник-миниатюрист Андре Мартинес, который расписывает циферблаты с 1978 года, недавно приезжал в Петербург по приглашению салона Imperial. Последние несколько лет он активно сотрудничает с швейцарской компанией Corum, известной тем, что произведенные ею часы носят чемпионы мира по покеру. Чтобы создать одну миниатюру, мастеру требуется бинокулярный микроскоп, перламутр, специальные краски, сохраняющие яркость в течение многих лет, печь и от 45 до 80 часов рабочего времени. Сегодня в Швейцарии всего три высококлассных специалиста, которые владеют техникой росписи циферблатов. И Мартинес один из них. Роспись - это творческий процесс. Участвуете ли вы как художник в разработке сюжетов? -Случается иногда. Но обычно мы руководствуемся пожеланиями заказчика, который приносит уже готовую картинку. Сегодня мы все живем в таком грустном мире (посмотрите и послушайте все эти телевизионные новости), что нам хочется создавать вещи, которые будут доставлять удовольствие и приносить радость. Может быть, наша работа сделает людей немного счастливее, когда они посмотрят на картинку на своих часах. Обычно мы расписываем в одном стиле не более 50 экземпляров. Если изготавливать их в большем объеме, это потеряет всякий смысл для тех, кто покупает редкие экземпляры. Случались ли коллизии, когда вы отказывались делать миниатюры по причинам морального толка? -В принципе, если кто-то желает видеть у себя на часах графа Дракулу - нет проблем, все можно сделать. Но если меня попросят нарисовать портрет Гитлера или Папы Римского, лично я откажусь. Но до сих пор отказывать не приходилось - предлагают для росписи достойные сюжеты. Иногда мы создаем ограниченные серии на эротические темы. Это исключительно для коллекционеров. Картинка рисуется так, будто находится с внутренней стороны. Ведь она не для того, чтобы всем ее показывать. Когда просят воспроизвести на часах картину известного художника - в этом тоже есть некий этический момент. -Такое случается довольно часто, но я расписываю циферблат, и всем ясно, что это не подделка. Если бы я писал в том же размере, в каком выполнен оригинал, теми же красками, на таком же холсте - тогда, да. А так понятно, что это копия. Тем не менее очень часто заказывают картины Леонардо да Винчи. Я уже раз двадцать пять писал его Мадонну Литу! А Мону Лизу заказывали? -Нет, еще ни разу. Но такое может случиться. Я, конечно, сделаю все, на что способен, но ни в коем случае не буду состязаться с мастером. Заказывали ли вам когда-нибудь картины русских мастеров? -Дважды рисовал Богородицу с разных икон. Вот, сели бы и заказали «Черный квадрат Малевича, думаю, это была бы очень сложная работа. Часы ведь круглые. Когда пишешь портрет, то допускается некоторая свобода, что-то изменить, добавить блики, а когда пишешь здание, то нужно соблюсти все пропорции и законы перспективы. Вы, образно говоря, украшаете время, а что для вас значит это понятие? И расписали ли вы часы для себя? -Я независимый художник, у меня много заказов от разных часовых компаний, и их нужно выполнять. Для меня время бежит слишком быстро. Я даже не замечаю, как оно проносится. Беру какие-то часы, мне кажется, что я расписывал их год назад, а мне говорят: нет, прошло уже 4 года. Я очень быстро старею. Бывает так: люди смотрят на часы и говорят: еще 4 часа работы! У меня наоборот - всего 4 часа осталось. Специально для себя я, увы, циферблат пока не расписал. Но я об этом думал. Если у меня когда-нибудь появится свободный месяц, я обязательно сотворю что-нибудь особенное. Может быть, это будет картина какого-то художника. Пока не знаю.
Андре Мартинес расписывает один циферблат с помощью микроскопа, специальных красок и 80 часов своего рабочего времени. Фото: архив Дп