Глава Обуховского завода Михаил Подвязников и вице-губернатор Кирилл Поляков изучили внутренний интерьер кабины.
00:1127 декабря 202500:11
180просмотров
00:1127 декабря 2025
Петербургские грузовики заменят импортную технику в целом ряде отраслей.
АО "Романов" (дочернее предприятие концерна ВКО "Алмаз-Антей") запустило на заводе в Петербурге серийное производство грузовиков БАЗ. Это тяжёлые полноприводные автомобили и габаритные шасси повышенной проходимости, созданные для работы в добывающей отрасли, лесозаготовке, дорожном строительстве, логистике и других сферах.
На площадке организован полный цикл производства с высокой степенью локализации. Большинством поставщиков материалов и комплектующих являются российские и белорусские предприятия.
Проект реализуется в рамках программы диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса, которая направлена на развитие гражданского машиностроения.
В запуск производства уже вложено 10 млрд рублей, более 8 млрд рублей из них предоставил банк ПСБ в рамках льготной кредитной программы. Общий объём инвестиций оценивается в 17 млрд.
Что за грузовики
В основу разработок легли инженерные решения Брянского автомобильного завода (входит в "Алмаз-Антей"), выпускающего военные тягачи и шасси.
Модельная линейка БАЗ представлена самосвалами, седельными тягачами и машинами с бортовой платформой на модульном шасси с колёсной формулой 6×6. Всего предусмотрено пять типов кабин.
Автомобили оснащены транспортными осями специальной конструкции и независимой подвеской, что обеспечивает высокую проходимость в сложных климатических и дорожных условиях. Все мосты обладают большой грузоподъёмностью, более 12 тонн.
Предсерийные испытания проходили в Ленинградской области, Поволжье и на Урале. Два автомобиля переданы для тестирования на объектах Газпрома.
"Машины дошли до Ямбурга (ЯНАО) своим ходом. Одна испытывается сейчас на газодобыче, проходит тестирование, вторая — в Краснодарском крае тоже по линии Газпрома. Ещё одна машина будет отправлена в ближайшее время на "Силу Сибири-2", где уже начинается строительство этой магистрали", — рассказал заместитель гендиректора "Алмаз-Антея" — гендиректор Обуховского завода Михаил Подвязников.

Завод с нуля
Грузовики призваны заменить импортную технику, производители которой покинули российский рынок. Само производство заняло площадку бывшего завода Man и Scania в Шушарах, которая простаивала с весны 2022 года.
Как рассказал заместитель технического директора, руководитель департамента производства АО "Романов" Дмитрий Рогозный, предприятие пришлось создавать с нуля, оснащая оборудованием и станками, поскольку от предыдущих хозяев остались только помещения. На подготовку производства ушёл один год.
"Сейчас мы находимся на начальном этапе, в основном ручная работа. Но в будущем планируется развитие роботехнического комплекса, в частности для сварки. Сейчас мы тестируем первого робота, который будет сваривать детали", — рассказал Рогозный.
Производственный комплекс занимает площадь в 17 тыс. м2. Здесь выполняется абсолютное большинство технологических операций: от заготовки и сварки до окраски и сборки. Уровень локализации составляет порядка 96%.
Рабочие с "Тойоты"
Проект вырос из Инжинирингового центра гражданской продукции, сформированного на базе Обуховского завода (входит в "Алмаз-Антей"). Изначально производство предполагалось запустить на бывшем заводе Toyota, также расположенного в Шушарах, но впоследствии от этой идеи отказались.
Однако именно бывшие сотрудники Toyota составили почти половину рабочего персонала АО "Романов". Также в компанию пришла часть бывших работников Man и Scania.
Всего на предприятии 823 рабочих места. Пока площадка работает в одну смены, в дальнейшем планируется перейти на две. Когда это произойдёт, увеличатся и объёмы выпуска. В этом году предполагается выпустить 25 грузовиков, в 2026-м — 600, а максимальная мощность составляет 1400 машин в год.
Сейчас мощности позволяют выпускать по 2 авто в день. Производственный план сформирован на основе маркетингового исследования, уточнил Рогозный.

Первые покупатели
Всего у производителя открыто более 60 дилерских и сервисных центров по всей России. По словам гендиректора АО "Романов" Дмитрия Гречухина, у компании уже есть заказы на технику на следующий год.
"Газпром, Сургутнефтегаз, лесодобывающая промышленность", — уточнил топ-менеджер.
Интерес к технике уже проявили за рубежом. Как отметил Подвязников, в феврале две машины отправят на испытания в ОАЭ.
Вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков добавил, что БАЗы будут использоваться на крупных строительных объектах России, в том числе на строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Петербург.

