Таких режиссеров, как Дмитрий Месхиев, в современном российском кино немного. Герои всех его фильмов, вне зависимости от жанра, – не марионетки, они люди, которым сопереживаешь. Недавно Месхиев возглавил киностудию RWS, стал председателем жюри международного фестиваля короткометражного кино и анимации Open Cinema, который открывается в Петербурге 8 августа. Что заставляет признанного художника, явно не сказавшего еще своего последнего слова в искусстве, заниматься административной и общественной работой? Об этом он рассказал сам.
Всей моей жизнью движет интерес и желание созидать. Иногда у меня ощущение,
что меня разрывает – прихожу домой и падаю. Утром я занимаюсь киностудией RWS,
днем Союзом кинематографистов, вечером своей новой картиной, а поздно вечером –
"Пятым каналом". Я не считаю, что в наше время кинорежиссеру должна быть
интересна только кинорежиссура. Спилберг создал кинокорпорацию, Карен
Шахназаров, помимо режиссуры, блестяще руководит киностудией "Мосфильм",
занимается общественной работой. Конечно, проще было бы спокойно снимать,
зарабатывать деньги только этим, наладить бизнес, приносящий стабильный доход...
Но мне не нравится так жить. Мне нравится, когда я не успеваю.
Иногда я хожу по ночным улицам Петербурга, вижу толпы людей и автомобильные
пробки, и меня это радует. На Неве невероятное водное движение, происходят
колоссальные события... Петербург просится под большой кинофестиваль, а его нет.
Все эти маленькие кинофестивали, о которых никто не знает – это
фестивали-самоубийцы, обреченные на умирание. Киевская Русь внутри фестивального
Петербурга, где каждый держится за свой маленький надел – это история, не
имеющая развития, поэтому я хотел бы этим фестивалям помогать, но с одним
прицелом – чтобы получилось что-то серьезное, большое и достойное города. К
этому я призываю многих, в том числе Open Cinema. Я стремлюсь создать городской
фестивальный центр, объединив Дом Кино и кинотеатр "Родина". У этой затеи есть
сторонники и противники, у меня есть поддержка правительства города,
губернатора. Я занимаюсь этим почти год, сдвиги происходят – правда, очень
медленно.
Знаете, почему я пошел руководителем киностудии? Когда я был молодым
режиссером и нас начали вывозить за границу на кинофестивали, я смотрел на
западные студии и думал – у нас так не будет никогда. Сейчас у меня есть
возможность поучаствовать в создании того, чего, как мне казалось, у нас никогда
не будет. Это будет, это можно сделать, я хочу это сделать! Наша новая студия
будет отличаться тем, что она современная, здесь нет традиций, мы их начинаем
создавать. Мне хочется, чтоб кино снимали в хороших, больших, профессиональных
студиях, это не отменяет мою любовь к "Ленфильму". Я руками и ногами за
сохранение студии "Ленфильм" и категорически не буду делать ничего
способствующего ее умиранию.
Я сторонник разного кино, и даже, в частности, низкохудожественного и
ширпотребного, потому что без него не бывает высокого искусства, а лозунг "Хлеба
и зрелищ!" еще никто не отменял. Не только "не массовое" творение может быть
произведением искусства, и пусть время все расставит по местам. Возможно,
когда-нибудь "Терминатор" или другие простые блокбастеры войдут в историю
мирового искусства. Просто надо изначально грамотно делать свое дело. Я в первую
очередь борец за профессионализм: невозможно создавать изысканные туфли штучной
работы, не умея делать добротные сапоги. Мне не кажется, что если ты сделал кучу
сериалов, то ты уже не можешь снять ничего серьезного. Почему?.. Тот же самый
Владимир Бортко, сделавший многосерийную картину "Идиот"... Наверное, каналу
"Россия" проще было доверить ему снимать "Идиота", нежели какому-то неизвестному
молодому режиссеру.
Наверное, прошла первая эйфория и ощущение того, что кино – это легкие
деньги. Это не легкие деньги! Это серьезный бизнес, имеющий право на
существование и в дальнейшем, я думаю, с очень серьезными оборотами. Российский
кинематограф все-таки развивается и пытается вылезти из кризиса, но путь этот не
так гладок, как хотелось бы. К продюсерам и режиссерам приходит осознание, что
надо делать недорогое кино, но все-таки с коммерческой направленностью –
мелодрамы, детективы, недорогие триллеры, комедии, то, что зритель любит и
хочет, но не за огромные деньги, потому что кино должно окупаться. Это не книга,
которую можно написать при свете свечи, о деньгах приходится думать, если мы
хотим, чтоб кино жило и развивалось. Сейчас будет спад производства таких
фильмов, как "Параграф 78" – может, оно и слава богу, потому что такие вещи надо
делать профессионально. В нашей стране, конечно, будут делать дорогие
блокбастеры, просто их не будет так много, появится какой-то отбор. Мне кажется,
будут делать еще больше телевизионных фильмов. Что касается экранных – на
ближайшие несколько лет настает эпоха недорогого кино, обращенного к
зрителю.
Как режиссер я хочу добиться от себя преодоления каких-то внутренних преград
и создавать картины, за которые мне не будет стыдно перед публикой. Я бы хотел
делать не тупые фильмы... Говорить на серьезном языке, не на уровне
Эллочки-людоедки, но обращаться к зрителю, к зрительскому успеху. Ведь о
серьезных вещах могут говорить и комедии. Я стремлюсь делать разное, и потому
поворачиваюсь иногда на 360 градусов плюс 180. У меня есть "Механическая сюита"
о российском быте, "Свои" о войне, и фильм "7 кабинок" я снял таким сознательно.
А теперь буду делать мелодраму, и я очень рад, что спустя много лет возвращаюсь
к этому жанру. Мне хочется сделать кино о любви – оно такое непростое. Надеюсь,
мне будет интересно.