Яхт-клуб на своем месте

Интервью Анна Лебедева, директор яхт-клуба «Терийоки»

СПб. Завершаются строительные работы, но некоторые любители походить по волнам уже поспешили обзавестись здесь стояночными местами. Мы беседуем накануне официального открытия марины. До прихода в «Терийоки вы работали в компании «Маринетек, и, вероятно, конструировали эти же понтоны, которыми сегодня оснащен яхт-клуб? -Да, как раз нынешние инвесторы и владельцы яхт-клуба «Терийоки были нашими клиентами в «Маринетек, мы с самого начала проекта участвовали в разных этапах его реализации. Началось все с маркетинговых исследований, расчетов: какие прогнозируются параметры судов - клиентов марины, какое оборудование, инфраструктура и сервис должны быть. Название «Терийоки появилось не случайно: здесь когда-то был финский яхт-клуб, который успешно функционировал, поэтому мы и подняли историческую справку, и флаг яхт-клуба восстановили, а дизайн здания гостиницы создан по мотивам старого деревянного здания Капитании, стоявшего в прежнем яхт-клубе. В советское время здесь также была гавань - небольшая, для спортивных судов, но из-за сильных западных ветров подходной канал начало со временем затягивать песком, саму гавань затянуло за счет волновых и ветровых явлений. Это сейчас здесь тихая погода, а когда бывает ветер посильнее - ощущаешь, что это море, серьезная стихия. У нас высота южного оградительного мола - 3,5 м, проводились серьезные исследования, анализ волнового и ветрового режима, прежде чем выйти на эту высоту. Проводились и дноуглубительные работы. Если бы не видела своими глазами, что тут было, - не поверила бы никогда: отсыпали соединительную дамбу, осушили гавань, отрыли экскаваторами глубину гавани до 4 м, а затем снова заполнили водой. Расчет на максимальное судно длиной до 25 м, а значит, осадка у него будет 2-3 м, а наша проектная глубина - 4 м! В самое ближайшее время мы закончим официальные промеры глубин и установим навигационные буи подходного фарватера. Мы восстановили подходной канал по тому же направлению створных знаков, который существовал еще с советских времен. Что предлагает яхтенная инфраструктура? -Здесь есть причалы двух типов. Первый - вдоль стенки, для небольших судов, это понтоны на бетонных поплавках с деревянной палубой со швартованными «пальцами. А внутри марины - плавучие железобетонные понтоны для судов побольше, они очень надежны: когда на них стоишь, ощущение устойчивости как на земле, а система раскрепления позволяет отражать колебания уровня воды. Здесь ведь очень большая разница в уровнях, что связано с нагонными сезонными наводнениями, в процессе которых уровень может «гулять до 2 м. Еще очень интересный момент и хороший, современный элемент инфраструктуры - те самые швартованные «пальцы на плавучих причалах. Эту конструкцию можно модернизировать исходя из потребностей: расширить или уменьшить ячейку в зависимости от особенностей швартующихся судов. А каких условиях вы предлагаете стоянку клиентам? -Предлагаются два варианта. Классический для любого яхт-клуба - это сезонная стоянка, как правило, с конца апреля до начала октября. Есть и другой вариант. Яхт-клуб строится на основе инвестиционного договора с КУГИ СПб, по которому после ввода объекта в эксплуатацию оформляется договор на аренду земли на 49 лет. На основании этого мы можем предоставить клиенту возможность приобрести стояночное место на этот же срок. Фактически - в собственность. В то же время покупатель не связан по рукам и ногам: договор предполагает возможность переуступки (по сути - перепродажи) своего места. Да, мы рискнули, предложив такой продукт на этом рынке, но реакция судовладельцев оказалась позитивной: люди готовы к такого рода инвестициям, они понимают, что это такое - построить новую гавань на северном берегу Финского залива. Вряд ли в ближайшие 5-7 лет здесь появятся новые марины, потому что это очень серьезные инвестиции и длительный процесс согласований и строительства. Да и место на стоянке через год будет здесь гораздо дороже стоить. Каковы инвестиции в проект? -Общая сумма - порядка $30 миллионов. Финансирование осуществляется акционерами и за счет привлеченных средств Северо-Западного филиала Сбербанка РФ. Собственники - частные лица, они имеют отношение к морю, поэтому проект и появился. Это петербуржцы, которые тоже, очевидно, будут держать здесь свои суда. Стоянка уже функционирует? -Да, выходить в море и стоять в марине уже можно, и суда к нам заходят. Недавно один из гостей пришел из Петербурга, через судопропускное сооружение С2. Официально проход в дамбе еще не открыт, после завершения строительства С2 будет работать в том числе для маломерных судов, чтобы не ходить вокруг Кронштадта. Два часа прогулки - великолепный вариант. Мы рассчитываем, что у нас уже в этом году будет активный заход гостевых судов. Объективно, у нас в Петербурге пойти особенно некуда. Стоянки в центре есть, выйти в море можно, но для водномоторника интересна цель маршрута. Это под парусами можно выйти в море, покрутить повороты - и уже получить весь спектр эмоций и ощущений. А для владельца моторной яхты интерес - достичь какой-то цели, а целью может быть заход в нашу гавань, пообедать, погулять в Зеленогорске и т.д. А как вы смотрите на отмену временного ввоза? Насколько препоны для захода зарубежных судов нарушают ваши планы? -Для нас это, скорее, позитивный момент: люди, которые на самом деле хотят ходить здесь, легализуют свои суда, а значит, у марины появятся новые клиенты. Что касается иностранных яхт, конечно, проблема гостевых судов остается в Петербурге нерешенной ситуацией, которая на нас тоже негативно влияет. Но в первую очередь мы все-таки рассчитываем на российских судовладельцев. Причем не только питерских. Наше предложение уже получило отклик у московских коллег: приобретение места для размещения яхты и аренда коттеджа вызывает интерес, для них это ближайшая возможность выхода в море. Когда планируете открытие? -Заканчиваются отделочные работы в здании гостиницы и ресторанов. Следующим этапом будет запуск ресторана «Веранда, который будет находиться под управлением компании «Гинза Групп. В середине июля мы сделаем официальное открытие марины и ресторана, хотя уже сегодня марина работает и, конечно, как на «парковку к нам уже можно приходить. Но хочется, чтобы здесь кипела жизнь, и, конечно же, привлекательным моментом становится в подобных местах береговая инфраструктура - а именно ресторан. Следующий этап - запуск гостиницы и коттеджного комплекса, они будут сдаваться в аренду и рассчитаны на любого желающего, не только на яхтсменов. Вы планируете расширять спектр услуг и масштаб яхт-клуба из просто стоянки? -С точки зрения инфраструктуры - планируем организовать зимнее хранение, небольшую сервисную мастерскую, уже сейчас у нас есть голландский кран для спуска-подъема судов. В нашей акватории проходят международные соревнования, и гостиница с рестораном - великолепная площадка. Нам нужно закончить строительство всех объектов, а следующая задача - конечно же, вдохнуть в клуб жизнь. Мы предполагаем все-таки организовать именно клубную жизнь - со встречами, мероприятиями в конференц-зале, с приемом регат, организацией чартерных программ. В планах и международные соревнования проводить. Сейчас мы начинаем переговоры с организаторами Volvo Ocean Race и Tall Ships Races, которые состоятся в следующем году. Проход финишировавших судов будет неподалеку от нас. Мы предлагаем сделать у себя что-то вроде базы с VIP-зоной, чтобы люди могли наблюдать за прохождением парусных судов.
Яхт-клуб «Трийоки уже привлек внимание москвичей, для которых стоянка на северном берегу Финского залива - ближайших выход в море. Фото: ОКСАНА МАЦКЕВИЧ
« Если бы не видела своими глазами - не поверила бы: отсыпали соединительную дамбу, осушили гавань, отрыли экскаваторами глубину гавани до 4 м.
Биография Анна Лебедева
Образование: 1998-2002 Аспирантура Санкт - Петербургского Государственного Университета Экономики и Финансов; Кафедра международного менеджмента, к. э. н.
1993-1998 гг. Санкт - Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов (СпбГУиФ); Факультет Менеджмента. Специализация: «Международный Менеджмент. Диплом с отличием
1997-1998 гг. ООО «Солнечный Парус, туристская фирма, Специализация: водный туризм
1998 г.Государственная Морская Академия им. Адмирала С. О. Макарова, ВУЗ, судовладелец парусника «МИР, Должность: Зам. Начальника Международного Отдела
l1998-2001 гг. ЗАО «Балтик Трэвел Компани, туроператор по въездному туризму, специализация: экскурсионные программы для круизных туристов, инсентив-туризм, конгресс-туризм
2000-2002 гг. Малые проекты приграничного сотрудничества ТАСИС, «Королевская дорога России (Россия-Финляндия-Швеция), эксперт; «SUPORTNET RUSSIA - Устойчивое развитие сети яхтенных портов в регионе Балтийского моря. Интеграция России в балтийскую сеть (Россия-Германия), эксперт
2003-2007 гг. ЗАО «Маринетек Раша (проектирование и строительство яхтенных портов), российское подразделение финской компании MARINETEK. Коммерческий директор, с 2004 г. генеральный Директор, Член Совета Директоров холдинговой компании.
с 2007 г. Генеральный директор яхт-клуба «Терийоки.