В центре Петербурга появились жилые дома в современных архитектурных стилях. Некоторые из них, по уверению экспертов, уже сейчас можно считать памятниками архитектуры. Заказчиками архитектурных решений выступают девелоперы - они рассматривают стильность дома как дополнительный фактор, позволяющий повысить конечную стоимость объекта.
«При всем кажущемся разнообразии современная архитектура не вызывает
удовлетворения главным образом из-за того, что архитекторы демонстрируют
совершено разный уровень профессионализма, - рассуждает Владислав Шишков,
руководитель ООО «Архитектурная мастерская Владислава Шишкова». - Некоторые
объекты заслуживают внимания и не «взрывают» окружающую среду, а какие-то
производят впечатление сделанных наспех. К сожалению, в последнее время
появились здания, по архитектуре ничем не отличающиеся от ларьков, только
увеличенных до гигантских размеров».
«Доминирует эклектика, но не в понимании конца XIX в., а в том смысле, что не
считается дурным тоном делать то, что каждый считает нужным. Можно говорить о
некотором разнообразии решений, связанных с техническими причинами и финансовыми
возможностями заказчика», - говорит Александр Кицула, главный архитектор и
генеральный директор архитектурного бюро «ЯК». Полная стилевая свобода
господствует и в Европе тоже, но в России и Петербурге она осложняется тем, что
нет внятной градостроительной политики: где можно строить и что.
В архитектурной среде нет единого мнения о том, чем застраивать центр -
условно современными конструкциями в хайтековском стиле или домами «под
старину». Этот вопрос остается на усмотрение заказчика. Эксперты, опрошенные
«ДП», удачными решениями назвали проекты архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и
партнеры» на Шпалерной ул., д. 60, и наб. реки Фонтанки, д. 3А, при том, что
первое здание абсолютно современное, а второе псевдоклассическое. Однако критики
этих объектов говорят, что они нарушают сложившиеся ансамбли. Здание на
Шпалерной вторгается в перспективу Смольного собора, а дом на Фонтанке
перекрывает вид на Михайловский замок с противоположной набережной.
Эксперты отметили также современный дом на 10-й Советской ул.,
спроектированный Никитой Явейном и сочетающий разные стилевые пласты, дом на
Невском, 137, от Евгения Герасимова. Об уместности этих объектов в среде тоже
спорят. Но представители архитектурного сообщества, однако, соглашаются, что те
ущерба эстетике не наносят, в отличие от «Монблана» и «Петровского форта»,
появившихся совсем недавно.
"Архитектура и идеология тесно связаны между собой. Строительство здания -
это огромные деньги, поэтому оно вполне отражает вкус заказчика, - говорит
Рафаэль Даянов, архитектор, директор Архитектурного бюро «Литейная часть, 91». -
Наше время потомки будут оценивать по нашей архитектуре и будут говорить: «Да,
было время, когда архитекторы строили какие-то стекляшечки, которые до нас не
дошли...». Окружающие нас здания консервируют не только почерк мастера, но и
время, в которое он живет. Поэтому за то, что мы видим, отвечают все - и
архитекторы, и государство, и общество. А лучше или хуже эти творения Казанского
собора, покажет время".