В центре Петербурга появились жилые дома в современных архитектурных стилях. Некоторые из них, по уверению экспертов, уже сейчас можно считать памятниками архитектуры. Заказчиками архитектурных решений выступают девелоперы - они рассматривают стильность дома как дополнительный фактор, позволяющий повысить конечную стоимость объекта.
 «При всем кажущемся разнообразии современная архитектура не вызывает 
удовлетворения главным образом из-за того, что архитекторы демонстрируют 
совершено разный уровень профессионализма, - рассуждает Владислав Шишков, 
руководитель ООО «Архитектурная мастерская Владислава Шишкова». - Некоторые 
объекты заслуживают внимания и не «взрывают» окружающую среду, а какие-то 
производят впечатление сделанных наспех. К сожалению, в последнее время 
появились здания, по архитектуре ничем не отличающиеся от ларьков, только 
увеличенных до гигантских размеров».
 «Доминирует эклектика, но не в понимании конца XIX в., а в том смысле, что не 
считается дурным тоном делать то, что каждый считает нужным. Можно говорить о 
некотором разнообразии решений, связанных с техническими причинами и финансовыми 
возможностями заказчика», - говорит Александр Кицула, главный архитектор и 
генеральный директор архитектурного бюро «ЯК». Полная стилевая свобода 
господствует и в Европе тоже, но в России и Петербурге она осложняется тем, что 
нет внятной градостроительной политики: где можно строить и что.
 В архитектурной среде нет единого мнения о том, чем застраивать центр - 
условно современными конструкциями в хайтековском стиле или домами «под 
старину». Этот вопрос остается на усмотрение заказчика. Эксперты, опрошенные 
«ДП», удачными решениями назвали проекты архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и 
партнеры» на Шпалерной ул., д. 60, и наб. реки Фонтанки, д. 3А, при том, что 
первое здание абсолютно современное, а второе псевдоклассическое. Однако критики 
этих объектов говорят, что они нарушают сложившиеся ансамбли. Здание на 
Шпалерной вторгается в перспективу Смольного собора, а дом на Фонтанке 
перекрывает вид на Михайловский замок с противоположной набережной.
 Эксперты отметили также современный дом на 10-й Советской ул., 
спроектированный Никитой Явейном и сочетающий разные стилевые пласты, дом на 
Невском, 137, от Евгения Герасимова. Об уместности этих объектов в среде тоже 
спорят. Но представители архитектурного сообщества, однако, соглашаются, что те 
ущерба эстетике не наносят, в отличие от «Монблана» и «Петровского форта», 
появившихся совсем недавно.
 "Архитектура и идеология тесно связаны между собой. Строительство здания - 
это огромные деньги, поэтому оно вполне отражает вкус заказчика, - говорит 
Рафаэль Даянов, архитектор, директор Архитектурного бюро «Литейная часть, 91». - 
Наше время потомки будут оценивать по нашей архитектуре и будут говорить: «Да, 
было время, когда архитекторы строили какие-то стекляшечки, которые до нас не 
дошли...». Окружающие нас здания консервируют не только почерк мастера, но и 
время, в которое он живет. Поэтому за то, что мы видим, отвечают все - и 
архитекторы, и государство, и общество. А лучше или хуже эти творения Казанского 
собора, покажет время".

