Олегу Тинькову в Калифорнии отказали в кредите. А затем как рядовому безработному выдали "кредитку" с $200. Теперь на ней $50 тыс. Таким образом, банкир демонстрирует соотечественникам, как важна кредитная история.
Банкир Тиньков раскрыл читателям dp.ru во время онлайн-интервью банковскую тайну:
чтобы получить в банке много денег, важна не толщина кошелька, а кредитная
история. При этом Тиньков не скрывает, что планирует вывести виртуальный
банк "Тинькофф кредитные системы" в лидеры по банковским картам, а затем его
продать. Вырученные деньги в кошелек не поместятся.
DP.RU:
Вы сказали, что сразу задумываетесь о том, как выходить из бизнеса. И как
же?
О.Т.: Беру сумочку и выхожу. И оставляю все новым владельцам.
DP.RU: А сколько денег будет лежать в сумке, когда продадите банк
"Тинькофф финансовые системы"?
О.Т.: Трудно сказать. Все будет зависеть от рынка и от того, насколько
качественным будет наш бизнес. Но, безусловно, рассчитываю в разы увеличить свои
начальные инвестиции. Денег будет много. Я простой человек. Для меня даже $1 млн
– много.
DP.RU: Сегодня лидирует на рынке банковских карточек банк
"Русский стандарт". В 2007 году его доля рынка сократилась на 7%. Это вы
откусили? Какую долю рынка планирует занять ваш виртуальный банк? И в чем его
"фишка"?
O.Т.: В России 8 млн кредитных карт. Но наш банк не рассылает
кредитные карты. Мы рассылаем только приглашения. Получаем ответы на них и затем
посылаем карты.
Поэтому 90% карт у нас активируются. У наших конкурентов активируется
порядка 30 % карт (у нас клиент тратит время на то, чтобы карту получить, а
конкуренты рассылают карты клиентам, когда те об этом не просят).
Кредитные карты делятся на зарплатные, овердрафтные,
дебитовые – в простонародье они называются "пластиком". Их выпущено порядка
100 млн. Есть револьверные кредитные карты – это то, чем занимается банк
"Тинькофф кредитные системы". Чрез три года на этом рынке мы хотим стать вторым
игроком. Таких карт на рынке – порядка 20 млн. Из них активировано около 8
млн.
Есть еще одна категория карт – утилизированные (которые хотя бы один
раз использовали). Разница между активированными и использованными картами еще
более драматична. В нашей стране люди хотя бы раз использовали 4-5 млн
револьверных карт. Для 140 млн жителей это – нонсенс.
"Тинькофф кредитные системы" работает 7 месяцев и занимаем в
секторе активированных револьверных карт около 1%.
DP.RU: Насколько опасен мировой финансовый кризис для вашего банка?
Ощущаете на себе этот кризис?
О.Т.: Если скажу, что не испытываем проблем с фондированием, слукавлю.
Если бы не было кризиса, мы бы уже занимали 5% рынка.
К сожалению, деньги становятся все дороже. Мы начинаем привыкать к
ставкам выше 15%. Те банкиры, которые быстрее забудут про дешевые деньги и
привыкнут к новым ставкам, будут развиваться быстрее.
Мои крупные коллеги живут еще категориями 7 - 9%. Таких процентных
ставок, к сожалению, уже не будет. Деньги стали дорогими, но они есть и пока их
можно доставать на западных рынках.
DP.RU: Как собираетесь бороться со злостными неплательщиками? Есть ли они
уже?
О.Т.: У каждого бизнеса есть злостные неплательщики. Пока больших
проблем у нас нет. Тем не менее руководители отделов по рискам и по сбору
просроченной задолженности у меня в кабинете проводят по два часа в день.
Серьезно мониторим ситуацию.
DP.RU: Ваши карты испрользуют в основном москивичи? В регионы
собираетесь?
О.Т.: У нас есть клиенты на Камчатке, на Сахалине, во Владивостоке,
Сочи, в Калининграде. В Москве есть немного карт. Дело в том, что у нас есть
гипотеза, что злостных неплательщиков в Москве больше, чем в регионах.
Постоянным посетителям пивных ресторанов "Тинькофф" мы предложили
карту "Тинькофф Платинум" со скидками.
DP.RU: Один из читателей dp.ru не смог расплатиться картой "Тинькофф
Платинум" в вашем ресторане. Не работал терминал. Кстати, и водку, положенную к
салату ему не дали, а в счет включили. Как вы это прокомментируете?
О.Т.: Как сказал великий: мухи - отдельно, котлеты - отдельно. В
данном случае терминал не работал в ресторанном бизнесе. К банку это отношения
не имеет. Вопрос только про рестораны.
У меня 13 ресторанов. Они мне принадлежат на 100%. Я считаю,
что для данной ценовой категории у нас суперресторан с отличнейшим обслуживанием
и суперкачеством пива и продуктов. Если люди идут в "Тинькофф" и думают, что
пришли в "Пушкин", тогда да. Видимо, люди находятся в плену ожиданий…
В 2007 году у нас в ресторанах обслужили 1,1 млн клиентов. При
таком количестве клиентов всегда кому-то водку не включат или включат в счет.
Человеческий фактор…
Я часто хожу в "Суши весла" , в "Макдональдс", и в очень дорогие
рестораны. В ресторане "Тинькофф" провел с семьей отличный воскресный
вечер. Дети прыгали с клоуном. Я с друзьями пил пиво. Потратил мало денег. Когда
иду в рестораны Новикова, трачу в пять раз дороже: смотрю на счет и не понимаю –
что это телефонный номер?
DP.RU: А вы сами рассчитываетесь "Тинькофф Платинум"?
О.Т.: Я плачу 90 % картой. В день делаю 5 - 6 транзакций. Не помню,
чтобы где-то у меня карту не приняли. Я платил в Индии, Новой Зеландии, в
Чили.
В моем ресторане не работал терминал и это плохо. Но, может, у
человека не было на карте нужной суммы...
DP.RU: Ситуация стандартная - не выгодно обслуживать клиентов по
картам, тем более со скидками. Вы знакомы с этой ситуацией?
О.Т.: Да. Но у нас это исключено. Может, что-то зависло
у банков-партнеров, которые занимаются у нас эквайрингом. Либо карта
клиента не работала.
Бывает, что карточки не хотят принимать. Иногда специально
отсоединяют кабель от терминала, поскольку кэш легче украсть, легче налоги не
заплатить. Надо быть понастойчивее и требовать рассчитать вас по карте.
DP.RU: Один из читателей dp.ru спрашивает, не смогли бы вы ему хоть
чуть-чуть понизить процент по тарифу.
О.Т.: Народ у нас способный. Все тарифы закрыты – это внутренняя
банковская информация. Но она уже вывешена на форумах.
DP.RU: Это плохо? В чем секрет?
О.Т.: Это конфиденциальная информация. Мы сегментируем клиентов.
Вы и он – разные для меня люди. Может, я вам хочу дать миллион, а ему – 100
тыс. Или наоборот. Так же и с тарифами.
Мы постоянно повышаем лимиты хорошим заемщикам. За 7 месяцев есть
случаи, когда мы в 4 раза повысили лимиты. У нас даже есть клиент, у
которого лимит по карте 1,5 млн. рублей.
Что касается кредитных линий и разницы тарифов, все зависит от
потребительского поведения – как и где платит, снимает ли наличные, осуществляет
ли покупки, минимально ли платит. В течение года хорошим клиентам, безусловно,
предложим более выгодные тарифы. Как им будет угодно – как дополнительную карту
или заменим карты.
DP.RU: То есть cначала выдаете кредитные карты с маленькими лимитами и
большими процентами?
О.Т.: Каждый человек знает себя, но мы его не знаем. На основании
анкеты мы принимаем решение о минимальном размере лимита.
Сотрудничаем с тремя крупнейшими в России кредитными
бюро. На основании кредитной истории клиента выводим лимит. Если про
клиента нет информации, лимит даем минимальный. Так что обязательно стройте свою
кредитную историю.
Кстати, лимит не коррелируется с вашим доходом. Приведу простой
пример. Я долго жил в Калифорнии и купил там дом за $1,5 млн. Я не работал.
Имел бизнес в России, а там дурака валял. У меня низкий кредитный рейтинг,
я - безработный. Сначала мне отказали в кредите, затем дали "кредитку" с $200.
Сейчас у меня там на кредитной карточке $50 тыс.
Если у вас зарплата 100 тыс. рублей, это еще не значит, что вы
вовремя будете погашать кредит. Так что вы должны начать строить свою
кредитную историю. Чем больше у вас кредитов, чем лучше их погашаете, тем
дешевле вам дадут кредиты.
Если у человека котлета из кармана торчит, это еще не показатель его
кредитоспособности. И в кредите мы можем ему отказать.
DP.RU: Вы под разные проценты выдаете кредиты? Каковы у вас
минимальные и максимальные процентные ставки по карточным кредитам?
О.Т.: У большинства наших коллег принцип таков – хороший потребитель
платит за плохих. У нас хороший платит за себя – мало, а плохой – много.
Наш минимум - 12,9 % годовых. Скрытых процентов нет. Плюс
590 рублей в год оплата за обслуживание.
DP.RU: Вы обещали самые выгодные условия по кредитным картам. На самом
деле, выгоды мизирны – к примеру, погашать кредит не через 50, а через 55
дней. Не находите?
О.Т.: Мы - один из самых интересных продуктов на рынке кредитных
карт. Сразу предлагаем платиновую карту. У нас спецпредложения по
партнерским программам - к примеру, тратите по карте 50 тыс. рублей и летите
Скай-Экспрессом в любой уголок России бесплатно. Некоторые клиенты по семь
раз летали. Мне это не выгодно. Но есть такие клиенты, которые меня
разоряют.
DP.RU: Некоторые банки, к примеру, Сити-банк, предлагают кредитные
карты с годом бесплатного обслуживания. Если вовремя погашать кредит, не снимать
с карты деньги, оплачивать покупки картой, спустя 11 месяцев перестать
пользоваться картой – это как взять взаймы у друга? "Бесплатные"
деньги?
О.Т.: Прекращайте брать в долг у друзей. Надо занимать в
банках! Действительно, при такой поведенческой схеме кредит получается
беспроцентным. Такие клиенты убыточны для банка, но их в реальности мало.
Если много свободного кэша, я рекомендовал бы именно
так поступать. Если все богатые люди сейчас пойдут в "Сити-банк", я буду
только рад, поскольку "Сити-банк" начнет терять деньги.