Наши эмигранты заражены вирусом расизма

<div><b>Казалось бы, что нам до главной интриги американской президентской кампании, а именно до того, встанет ли во главе великой республики впервые за всю ее историю чернокожий президент? Что нам Обама, что мы Обаме? Между тем по этому поводу стоило бы поразмыслить, и прежде всего в связи с неудобной расой Барака Хусейна Обамы.</b></div><div class=clear-left style="PADDING-BOTTOM: 10px"></div><div style="LINE-HEIGHT: 1.4em"><b>То, что Обама негр,</b> имеет значение, конечно, прежде всего для самих американцев (кстати, по-русски «негр» звучит не обидно, в отличие от англоязычного nigger, так что я не собираюсь пользоваться придуманным не для нас термином «афроамериканец»).

<b>Еще совсем недавно</b>, в 1960-е гг., негров в США линчевали, то есть убивали без суда и следствия при попустительстве властей. В небольшом городке на американском Среднем Западе я видел тюрьму, больше похожую на средневековый зиндан, куда сажали исключительно негров. Тюрьма была закрыта в 1990-е по личному указанию президента Клинтона, который посетил штат и был в шоке от того, что увидел.
<b>Так что прогресс налицо:</b> судя по всему, сын кенийца и белой уроженки Канзаса Барак Обама действительно может стать следующим президентом США. В состязании с коллегой-сенатором Клинтон Обама выигрывает по очкам, а республиканцы едва ли сумеют найти лидера со столь же притягательной личностью.
<b>Это дела американские</b>, а нам-то что, спросите вы. А вот что. Наш образ Соединенных Штатов основан во многом на представлениях последней, то есть постсоветской, волны нашей эмиграции. Американские историки уже заметили, что каждая новая волна эмигрантов в США настроена крайне расистски по отношению к чернокожим.
<b>Не исключение и &#171;новые американцы&raquo;</b> из Москвы, Ленинграда и Житомира - с тем отличием от, скажем, нищих и неграмотных переселенцев из Сицилии, что &#171;наши люди&raquo; совсем недавно принадлежали к образованному классу. Многие из них не потеряли связи с бывшей родиной, так что контакты между диаспорой и интеллигенцией, оставшейся (пока) дома, широки и разнообразны.
<b>К сожалению,</b> многие журналисты, писатели, ученые, издатели из диаспоры, влиятельные в России, пытаясь &#171;переамериканить американцев&raquo;, оказались заражены вирусом расизма.<br>Отсюда, на мой взгляд, столь часто встречающийся и в нашей прессе, и на телевидении взгляд на негров как на расу, способную разве что пройтись вприсядку да показать пальцы веером (любопытно, что такое же представление из западных СМИ можно почерпнуть о русских). Наши издатели, кажется, уже всех англоязычных писателей третьего ряда перевели - но среди них нет, например, лауреата Нобелевской премии по литературе Тони Моррисон. Она пишет великолепную прозу, но вот цвет ее кожи…</div><div style="LINE-HEIGHT: 1.4em"> </div><div style="LINE-HEIGHT: 1.4em"><b>Как-то мне довелось</b> снимать комнату у семьи ученых, перебравшихся в Нью-Йорк из Киева. Они жили неподалеку от Колумбийского университета, где преподавала мама (глава семьи был безработным и каждый день выдувал упаковку в шесть банок дешевого пива). И мама, и папа, и дочь (учившаяся в том же университете) постоянно говорили о тупых, примитивных неграх. Я как-то сказал им, что видел в метро скромного, интеллигентного, прилично одетого негритянского юношу, читавшего Фрейда. Они посмотрели на меня как на идиота…<br>Может быть, этот юноша и был Барак Обама?</div><div style="LINE-HEIGHT: 1.4em">Игорь Шнуренко, редактор приложения "Выходной", "ДП", рубрика "Общество"<br></div>