Андрей «Петрович» Бильжо

В самые ближайшие дни в Петербурге должен открыться «Петрович» - филиал культового клуба-ресторана Андрея Бильжо. «Петрович» в Москве только что отпраздновал свое 10-летие (кроме того, «Петровичи» функционируют в Праге и Киеве).

Петрович в Москве - это разномастные стулья, «трафарет быка-производителя, китайские термосы с розами, лыжи, велосипедные колеса, деревянный бюст Лужкова Юрия Петровича (здесь все Петровичи), утюги, этикетка «Портвейн белый Крымский. Цена со стоимостью посуды 4 руб. 50 коп., электрогитары, пылесосы, половинка карманного календарика за 1971 г. и так до бесконечности. В любом другом месте это смотрелось бы как сборище хлама, но здесь, когда вдруг замечаешь на полочке будильник - точь-в-точь такой, который стоял у тебя на кухне в детстве, - на душе становится удивительно хорошо. Вместо торта на празднике вынесли селедку под шубой со свечами, на которой Бильжо при помощи пакетика майонеза тут же нарисовал Петровича, а потом под бурное одобрение публики добавил слово из трех букв - «чтобы снизить пафос. Дмитрий Грозный побывал на юбилее и поговорил с карикатуристом-ресторатором и врачом-мозговедом.
- «Петрович - очень российский персонаж. Понятен ли он за рубежом?
- У нас бывает огромное количество иностранцев. Французское посольство снимает «Петрович под свои праздники, а шведский посол приглашает целый самолет шведов, и они отмечают здесь 1 января. Дэвид Копперфильд провел здесь три вечера и считает «Петрович одним из самых энергетически положительных мест в мире. Здесь собираются люди иронического артистического склада, а уж кто они по национальности - грузины, азербайджанцы, армяне, евреи, русские или французы - без разницы.
- Питерский «Петрович будет чем-то отличаться от московского?
- Все рестораны «Петрович абсолютно разные. Объединяет их общий стиль - тема ностальгии по каким-то бытовым вещам. Без всякой политики! «Петрович - это одновременно и ресторан, и галерея старых вещей, и выставка всевозможных иронических работ, и театрально-музыкальная площадка. Плюс самоирония, плюс домашняя обстановка, плюс моя графика, плюс деревянные скульптуры моего друга из Воронежа Сережи Горшкова (в каждом «Петровиче существует галерея крашенных деревянных бюстов. - «ДП). Бюсты в Петербурге будут посвящены только культовым персонажам Ленинграда и Петербурга. Там будут Шевчук, Гребенщиков, Товстоногов, Матвиенко, Ахматова, Пушкин, Блок Кроме того, я очень хотел собрать предметы советского периода, связанные с брендом «Ленинград. В итоге получится «Петрович абсолютно ленинградско-петербургский.
- Маркетологи любят говорить о наполнении бренда. Вы это как-то сформулировали для себя?
- Наверное, это должны делать маркетологи. Как сказал Кабаков, Петрович должен жить в каждом: в ком-то его есть много, в ком-то его мало, а в ком его нет, то этого человека нет вовсе. Для меня это некое искусство памяти, иронии, самоиронии Если человек ироничен к себе, то тогда ему позволительна ирония ко всему окружающему. Вот это и есть Петрович - городской сумасшедший, которому позволительно многое говорить. Прототипом его может быть Швейк или Иванушка-дурачок. Через этот персонаж я могу рассказать практически все, что меня беспокоит и что мне интересно. Сейчас, к примеру, вышла книжка «Анамнез. Правда о Петровиче. Там я рассказал о сорока годах из жизни страны.
- Помимо ресторанов под брендом «Петрович есть и другие продукты?
- Выпускаются футболки с карикатурами на груди. Они довольно популярны Кроме того, есть постельное белье. Тема - «Приезжает муж из командировки - каноническая, но все картинки разные
- Как врач-психиатр Вы можете поставить диагноз Петровичу?
- Я сейчас не работаю врачом. Городской сумасшедший сродни юродивому или скомороху. А так, Петрович как раз вполне нормальный. Ему можно позавидовать. Потому что он - оптимист, который, попадая в разные истории и передряги, отовсюду выходит с улыбкой на лице.
- Откуда берутся предметы, которыми украшается «Петрович?
- Пользуясь возможностью, я обращаюсь ко всем питерцам, которые будут ходить к нам в ресторан: приносите что-нибудь старенькое, что бы вы выбросили на помойку. А так это останется в «Петровиче. Как в музее.
Дмитрий Грозный