00:0023 ноября 200700:00
22просмотров
00:0023 ноября 2007
Доступность и дешевизна входа на платежный рынок привлекла немало предпринимателей. Владельцы после приобретения терминалов почувствовали не только вкус прибыли, но и горечь проблем.
В последнее время на
потребительском рынке все популярнее становится услуга осуществления мгновенных
платежей через электронные терминалы. Если на начало 2006 г. количество таких
терминалов исчислялось цифрой 23 тысячи, то уже в 2007 г. оно возросло до 67
тысяч.
Более того, платежные терминалы, как правило, находятся в очень
удобных местах, поэтому людям не приходится тратить время на дорогу в банк и
обратно.
Первые терминалы мгновенных электронных платежей появились еще в
2002 г. Первоначально они были ориентированы исключительно на прием платежей за
услуги операторов мобильной связи. Но на данный момент, в связи с увеличением
возможностей электронных терминалов, удельная доля платежей за мобильную связь
уменьшилась, в то время как с каждым днем растет объем платежей за пользование
Интернетом, IP-телефонией, коммерческим телевидением, а также погашение
потребительских кредитов, квартплаты, коммунальных платежей.
Находчивые
предприниматели, почувствовав «запах прибыли, повсеместно ринулись заполнять
данную нишу. Тем более, что условия входа на данный рынок весьма лояльны и не
требуют огромных первоначальных затрат. Об этом подробнее
Как
это
Схема функционирования платежного бизнеса достаточно проста:
предприниматель, приобретая терминал, заключает договор с электронной платежной
системой (ЭПС), которая в дальнейшем будет осуществлять процессинг и техническую
поддержку. На данный момент в России насчитывается более полусотни ЭПС,
крупнейшими из которых являются E-port, Ciberplat, ОСМП. В свою очередь ЭПС
открывает для владельца терминала начальный депозит, на который он перечисляет
некоторый авансовый платеж. Аванс фактически является лимитом, в пределах
которого владелец терминалов, будем называть его субдилером, имеет право
принимать платежи. При совершении транзакции через платежный терминал некоторая
сумма денег списывается с депозита субдилера и непосредственно поступает
компании, чьи услуги были оплачены, в дальнейшем баланс депозитного счета
пополняется средствами, инкассированным из терминала. Вся информация о
проведенных платежах хранится на сервере ЭПС, поэтому предприниматель получает
доступ к контролю состояния депозита, а также информации о текущих операциях на
терминале. Не стоит забывать о том, что на этом затраты не заканчиваются, ведь
еще необходимо обеспечить электропитание терминала, а также подключить его к
интернет-каналу (преимущественно используется технология GPRS), арендовать место
под него, а также осуществлять ежедневный технический контроль. Но зато, как
только все выше изложенные условия выполнены, вы можете смело начинать прием
платежей у населения.
Тонкости
А теперь о самом главном - о
доходности платежных терминалов. Вознаграждением за труды, а также за взятый на
себя риск является комиссионный процент с каждой проведенной транзакции.
Например, величина процентной ставки вознаграждения субдилера при оплате услуг
основных операторов мобильной связи через его терминал варьируется в пределах от
0,85 до 2,5%. Согласно информации, предоставленной участниками рынка, средний
платеж за одну транзакцию составляет порядка 80-100 рублей. И это при том, что
месячный объем транзакций, осуществляемых через платежный терминал, находящийся
в «проходном месте, составляет не менее 8,5 тыс. Прибыль считайте
сами.
Платежные терминалы не подлежат лицензированию. Для их установки не
нужно получать специальные разрешения и проходить процедуру регистрации в
государственных и муниципальных органах власти. Прибыль, полученная с данных
терминалов, не является объектом налогообложения.
До последнего времени
контроль со стороны государства за данным сегментом рынка вообще полностью
отсутствовал. Но все же буквально несколько месяцев назад, к несчастью для
многих предпринимателей, системы платежных терминалов привлекли неусыпный взор
ЦБ России. И уже 12 ноября вступило в силу указание ЦБ, обязывающее владельцев
платежных терминалов заключать договоры с кредитными организациями и проводить
все расчеты с провайдерами исключительно через банк. Это, конечно, вызвало
бурную реакцию со стороны участников рынка: введение дополнительной комиссии,
взимаемой банками, сократит рентабельность бизнеса. Более того, ведение бизнеса
на таких условиях обеспечит его прозрачность - за счет контроля ЦБ за всеми
финансовыми потоками, проходящими через ЭПС.
Заглядывая в будущее, можно
с полной уверенностью предположить, что спрос на услуги, предоставляемые
терминалами мгновенных платежей, в ближайшее время будет расти. Вследствие этого
количество терминалов будет тоже неуклонно увеличиваться. По оценкам экспертов,
у начинающих питерских предпринимателей еще есть шанс поймать волну, потому что
рынок пока далек от полного насыщения и находится на стадии освоения.
В
цифрах
более $5 млрд
составил общий оборот средств, прошедших
через терминалы мгновенных платежей в 2006 г.
- Ожидается, что в 2007 г.
эта цифра увеличится, как минимум, на 35%.
В цифрах
Минимальная
цена «входного билета в платежный бизнес составляет около $5 тыс.:
-
Стоимость одного дешевого терминала - $1,5 тыс.
- Оборотные средства на
депозитном счете (аванс платежной сети) - не менее $1 тыс. Расходы на аренду в
Петербурге - от $200 за м2.
- Подключение к Интернету и электропитанию -
$200, техподдержка и инкассация (зарплаты инкассатора и техника) - от
$400.
- Страховка от пожара и вандалов стоит около 1,5% от стоимости
терминала.
- Три месяца назад появилась еще одна статья расходов: при
зачислении средств на лицевой счет банки стали удерживать около 0,1-0,15% от
принятой суммы.