На Луну полетим, когда решим проблемы на Земле

Президент "Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота, свое первое после назначения на этот пост интервью дал газете "Деловой Петербург".

<b>РКК "Энергия"</b> – разработчик космических пилотируемых кораблей "Союз", грузовых аппаратов "Прогресс" и спутников связи, также отвечает за эксплуатацию отечественного сегмента Международной космической станции (МКС).
<b>Виталий Лопота</b> стал главой РКК "Энергия" в конце июля этого года. Одновременно он остается директором Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики в Петербурге.
<b>"ДП":</b> Ваша главная задача как руководителя "Энергии"?
<b>В. Л.: </b>Главное – вывести РКК "Энергия" из финансового кризиса, в котором предприятие оказалось из-за допущенных в последние годы ошибок в управлении. Если 2 года назад компания имела задолженность 2,4 млрд рублей по кредитам и 1,5 млрд рублей перед кооперацией, то летом этого года кредиторская задолженность "Энергии" составляла 7,75 млрд рублей. А по кредитам надо расплачиваться.
Вторая задача – сохранение лидирующих позиций России в пилотируемой космонавтике. И более того – завоевание новых рубежей.
<b>"ДП": </b>В космос полетит не "Клипер"? В августе на авиационно-космическом салоне МАКС-2007 его проект не был представлен, а раньше только о нем и говорили.
<b>В. Л.:</b> Россия нуждается в новом пилотируемом корабле. И он обязательно будет создан. В ближайшее время РКК "Энергия" представит в Роскосмос свои предложения по доработанному варианту корабля. Он будет отличаться от того, который принято называть "Клипером". В первую очередь тем, что будет создаваться на основе хорошо известных и многократно апробированных решений. Сейчас рассматриваются четыре варианта схемы такого корабля.
<b>"ДП": </b>Уже определено, какие предприятия займутся его созданием?
<b>В. Л.: </b>Кооперация по новому пилотируемому кораблю будет создаваться в зависимости от тех работ, которые необходимо провести. Поэтому преждевременно говорить, какие предприятия будут задействованы в проекте, а какие нет.
Вероятнее всего, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики войдет в круг этих предприятий. Но это, повторяю, будет определяться только целесообразностью, а не какими-либо другими причинами.
Главные направления работы института последних лет – разработка концепции применения и технологии изготовления роботов-манипуляторов для сборки и эксплуатации космических станций, создание и внедрение в эксплуатацию систем нового поколения по управлению мягкой посадкой пилотируемых кораблей.
<b>"ДП":</b> На Луну скоро полетим?
<b>В. Л.: </b>Лунная программа России будет корректироваться. Пока надо решать проблемы на Земле. Реализовать лунный проект мы технически готовы. Требуется финансовая поддержка. В настоящее время в Федеральной космической программе России до 2015 года пилотируемые полеты на Луну не значатся. Программа будет корректироваться на период до 2020 года. И уже в ней скорее всего будут предусмотрены планы полетов к Луне и дальше.
<b>"ДП":</b> ЦНИИ робототехники и технической кибернетики выиграет от вашего нового назначения? Увеличится ли объем заказов, которые выполняет институт?
<b>В. Л.: </b>Наш институт – отлаженный, стабильно работающий коллектив единомышленников. Причем сформировался он достаточно давно и уже не один раз демонстрировал свой профессиональный уровень. У меня есть грамотные, компетентные руководители, которые могут в случае моего отсутствия на предприятии организовать его нормальную работу. Поэтому надеюсь, что мое назначение в РКК "Энергия" не принесет неприятностей институту.
Ну а объем заказов, которые ЦНИИ РТК будет получать от РКК "Энергия", зависит не от личных пристрастий, а от перечня необходимых работ.
<b>"ДП": </b>Заберете ли кого-то из института работать в Москву в "Энергию"?
<b>В. Л.: </b>Моя задача – наладить работу высокопрофессионального коллектива "Энергии". Если для этого потребуются люди из Петербурга, они будут привлечены к этой работе.
<b>"ДП": </b>В 2007 году Роскосмос и американское космическое агентство заключили контракт стоимостью около $760 млн, в соответствии с которым РКК "Энергия" должна построить для NASA несколько пилотируемых и грузовых космических кораблей. На каком этапе реализация проекта?
<b>В. Л.: </b>Цикл изготовления пилотируемых и грузовых космических кораблей (от закладки до отправки на космодром) занимает более 2 лет. Соответственно, аппараты, которые будут изготовлены "Энергией" в рамках контракта с NASA, находятся на различных этапах готовности: одни еще только планируются к закладке, другие уже проходят заводские испытания.
<b>"ДП": </b>Задействованы ли в реализации проекта петербургские предприятия?
<b>В. Л.:</b> Кооперация по изготовлению космических кораблей сложилась достаточно давно. Весь цикл изготовления хорошо отработан, и не требуется внесения в него каких-либо изменений. В связи с этим к работе будут привлечены только те петербургские предприятия, которые и раньше ею занимались: ЦНИИ РТК, НИИ телевидения, ЛОМО и другие. Например, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики поставляет для "Союзов" систему управления мягкой посадкой, системы обеспечения жизнедеятельности и другое.
<b>"ДП":</b> Сейчас государство стало больше декларировать поддержку научно-технической сферы. Замечаете эту поддержку?
<b>В. Л.: </b>В последнее время государство принимает конкретные решения на этот счет, выделяет существенные средства на поддержку приоритетных направлений научно-технической сферы. Хотя справедливости ради надо сказать, что пока объем финансирования не столь велик, чтобы закрыть бреши, возникшие в предыдущие годы. Тем не менее положительная тенденция налицо, и ее плоды уже стали ощущаться. Однако существует еще достаточно много проблем в научно-технической сфере, которые требуют разрешения. Это и кадры, и общий уровень образования и тому подобное. Но все это не может быть решено в одночасье. Поэтому самое главное, чтобы государство и дальше планомерно поддерживало науку.
<b>"ДП":</b> Вы с детства любили космос?
<b>В. Л.:</b> Мое детство пришлось на годы, когда началось освоение космического пространства. Я был свидетелем запуска первого спутника, первого полета человека в космос. Естественно, благодарен судьбе, что моя работа связана с космонавтикой и есть возможность послужить во славу нашего Отечества.
<b>"ДП":</b> А молодежь сегодня по-прежнему не рвется в космос?
<b>В. Л.:</b> К нам регулярно приходят молодые специалисты. В институте существует свой факультет, он готовит специалистов по робототехнике и технической кибернетике. Многие выпускники этого факультета приходят на работу в ЦНИИ РТК. К сожалению, их не так много, как хотелось бы.