Ярославль – Гаваи: как РЖД улучшает свой имидж

Я проехал Россию на поезде из конца в конец. Это не метафора, которыми любят щеголять репортеры. Это абсолютно реальное событие из моей жизни. Сев на поезд в Питере, через 21 день я оказался во Владивостоке. Путь был таким долгим потому, что каждое утро мы прибывали в новый город, в котором я и еще несколько моих коллег из других изданий должны были провести день, собрать кое-какие материалы для репортажей и отослать их в свои редакции.

<b>Это была акция,</b> которую проводило ОАО РЖД. Носила она какое-то метафизическое название "Открытая Россия". Поскольку все это делалось под эгидой ведомства господина Якунина, мы, те несколько журналистов, смогли заглянуть в железнодорожную жизнь изнутри, не имея к РЖД никакого отношения.
<b>Позволю себе</b> <b>поделиться</b> впечатлениями от железной дороги, которые я получил, болтаясь три недели в желто-голубом вагончике фирменного поезда "Янтарь".
<b>Когда меня, тогдашнего</b> спецкора журнала "Профиль", отправляли в эту командировку, больше всего меня интересовало, как отправлять материалы в Москву. Ведь одно дело текст, который легко уйдет даже из самого задрипанного интернет-кафе, а совсем другое – фотографии, которые весят много, прикрепляются к письму долго, и процесс их отправки отнимает уйму времени.
<b>"Вот тебе телефон,</b> это мобильный человека, который всей поездкой занимается, узнавай у него все подробности", – сказал редактор и положил на стол передо мной квадратную бумажку ядовито-салатового цвета.
<b>На листке нетвердой </b>рукой был начертан телефон довольно известного в журналистских кругах человека, который руководит всяческими медийными проектами РЖД.
<b>"Владимир, добрый день,</b> я из "Профиля", мне выпала эта поездка, я хотел бы уточнить некоторые технические детали". На другом конце провода зарокотал импозантный баритон, который уверил меня, что буквально в каждом городе для нас будет организован пресс-центр, там будет быстрый интернет, что нас обеспечат транспортом, что мы сами будем распоряжаться своим временем и будем ездить туда, куда захотим. В общем, по словам этого господина, выходило так, что все подготовлено по первому разряду и будет работать как швейцарские часики. Но не тут-то было.
<b>Первым городом, в котором</b> началась серьезная работа, стал Ярославль, поскольку Питер, как, впрочем, и Москва, – это не Россия. Выйдя из вагона в утренний сумрак, окутавший перрон, я как-то не увидел никаких встречающих нас людей, которые должны были обеспечить нас всем необходимым. Зато я увидел светящуюся красную надпись над крышей вокзала. "Ярославль-Гаваи". Особенно колоритным было то, что она была стилизована под старославянскую вязь. Тихое помешательство началось. Встряхнув головой и получше приглядевшись, я понял, что на самом деле там написано "Ярославль-Главный".
<b>Корректировка реальности</b> не смогла изменить ее сути. Хоть наш путь лежал из Питера во Владик, но ехали мы всю дорогу по маршруту Ярославль – Гаваи.
<b>Конечно же, ни в одном </b>городе никаких пресс-центров не было. В Нижнем нами занялся веселый паренек, который руководит пресс-службой тамошнего отделения РЖД. Зовут его Ренат. Очень радушный и веселый человек, искренне хотел нам помочь и просто из кожи лез вон, чтобы все у нас было хорошо. Однако когда я начал вести разговор про "пресс-центр", Ренат посмотрел на меня как баран на новые ворота. Оказалось, что все, о чем мне говорил РЖДшный медиамагнат, было ерундой. Никто не потрудился обзвонить отделения железных дорог, чтобы предупредить людей, что нам нужна будет связь. В половине городов нам пришлось просиживать по несколько часов в интернет-кафе.
<b>Вообще, если бы не Ренат,</b> передавший нас как эстафетную палочку пермякам, а потом и екатеринбуржцам, а после того, как мы оказались в Сибири, обзвонивший остальные перевалочные пункты, я убежден, что о нашем приезде местные железнодорожники даже не догадывались. Чем дальше мы отъезжали от Новой Басманной улицы города Москвы, на которой расположен главный офис РЖД, тем больше нам казалось, что про нас просто забыли.
<b>Самое удивительное, но </b>одной из главных целей, ради которой это все затевалось, было улучшение имиджа РЖД. Однако железнодорожники оказались неспособны даже на строительство потемкинских деревень, а делать это умеет даже самый деревянный из отечественных чиновников.
<b>К примеру, представьте себе, </b>что вы трясетесь в поезде две недели. Устали так, что глаза пожелтели. Каждое утро надо появляться на перроне, аккуратным и чистым, потому как не знаешь, с кем тебе придется сегодня встречаться. Такого количества губернаторов, которых мы видели в ту поездку, Бог даст, мы никогда больше не увидим.
<b>В общем-то, все условия, </b>чтобы представать пред ясны очи всяких высоких мужей в приличном виде у нас были. В вагоне имелся душ. И вот, вы просыпаетесь в каком-нибудь Омске или Тюмени, идете в конец вагона, туда, где можно помыться и побриться. А около тамбура стоит проводник Анатолий, который уже стал для тебя как брат. Толя скромно улыбается и извинительно так пожимает плечами: "Горячей-то воды нет, – говорит он. – Нас поставили так, что трех метров до электричества дотянуться не хватает".
<b>Это типичная история,</b> происходившая с нами на всем протяжении пути по маршруту "Ярославль-Гаваи". То воду не залили, то уголь для титана кончился, то электричества нет, а в Благовещенске у нас весело сломался биотуалет. Во всей Амурской области на железной дороге не нашлось ни одного человека, который смог бы починить неисправность. "Не, пусть лучше мои мужики вообще ничего не трогают, – сказал начальник станции. – Сломают все, вообще не почините. Езжайте в Хабаровск, там может чего и сделают".
<b>Сделали в Благовещенске.</b> Ребята из "Гудка" и "Эха Москвы" с проводником Толей залезли под вагон, за полчаса нашли неисправность и за 15 минут ее устранили.
<b>В Иркутске мы предупредили</b> пресс-службу РЖД, что останемся на Байкале на два дня, попросили их забронировать для нас определенное количество билетов на Читу. Нас уверили, что все будет исполнено в наилучшем виде. Естественно, что никто даже не почесался. В итоге корреспонденту "Гудка" пришлось идти к начальнику вокзала, напугать его своим удостоверением и выбить у него все брони, какими он только располагал.
<b>Сутки до Читы мы ехали </b>в вагоне, забитом китайцами. Их помещается аж 12 человек в одно купе. Поначалу в наше, на одну из верхних полок, тоже метило трое жителей поднебесной, но "длинноносые", как они нас называют, начали качать права и проводнику, уже получившему мзду за эту верхнюю полку, пришлось утрамбовывать китайцев в другие купе.
<b>Но самый смачный случай</b> у нас произошел все-таки в Чите. Начиная чуть ли не с Омска, нам звонила девушка с читинской ЖД, все узнавала когда мы будем у них, сколько нас, что нам нужно и как мы хотим провести день в их городе. Мы все обстоятельно ей расписали, обо всем договорились. Когда же мы прибыли в Читу, нас вообще никто не встречал!
<b>От работы железной дороги</b> осталось такое впечатление, что это не механизм, который работает, несмотря ни на какие внешние вмешательства. Это система, где все зависит от человека. Вот оказался Ренат из Нижнего хорошим и ответственным, и мы без приключений перевалили за Урал. Испугался начальник иркутского вокзала того, что его пропесочат в отраслевой газете, и мы догнали свой поезд в Забайкалье. Ждали нас в Чите, ждали, а потом устали ждать. Махнули на все рукой и занялись своими делами. А то, что кто-то на них рассчитывал, что кто-то уже обнадежен обещаниями – все это ерунда.
<b>В РЖД не смогли по-человечески</b> организовать вояж десяти журналистов, который задумывался для того, чтобы показать всему миру, какие железнодорожники крутые.
<b>Удивительно, что поезда</b> вообще как-то ходят! А в том, что они, случается, "уходят под откос", лично для меня нет ничего удивительного.
Дмитрий Руднев, "BusinessWeek Россия", специально для dp.ru