Бизнесом должно управлять государство

<b>Руководитель думской фракции «Справедливая Россия» Александр Бабаков рассказал <a href="http://dp.ru/" target=_blank>dp.ru</a>, с какой экономической платформой пойдут на предстоящие парламентские выборы «справороссы».</b>

Выяснилось, что в партии главную роль в решении всех вопросов отводят государству. Причем не только в социальной сфере, но практически во всех отраслях экономики.
<b>DP.RU: Александр Михайлович, программа &#171;Справедливой России&raquo; пестрит словами &#171;социальная справедливость&raquo; и &#171;социальная поддержка&raquo;. На ваш взгляд, должно ли государство также тщательно регулировать вопросы развития бизнеса, как и социальной сферы?</b>
<b>Александр Бабаков: </b>Этот вопрос должен рассматриваться в более широком контексте – в контексте формирования национальной экономической политики. Нам нужна политика экономического роста, ориентированная на общенациональные интересы, позволяющая восстановить научно-производственный и человеческий потенциал. Поэтому если та или иная сфера бизнеса отвечает этим критериям, то государство должно эту сферу бизнеса поощрять. Поощрение может носить самый разный характер – от моральной поддержки, до прямых инвестиций.
Мне кажется, что пришло время разобраться с тем, что происходит в строительном бизнесе. Погоня за сверхприбылью в этой сфере является одним из факторов роста социального напряжения. Такая же ситуация – в сфере банковского потребительского кредитования населения.
Управление государства сферой бизнеса не должно носить волюнтаристский характер. Это должна быть достаточно гибкая система поощрения и контроля, через систему налогообложения, инвестиций, государственных грантов и штрафов. Необходима система мер, включающая использование государственных гарантий для кредитования проектов в развитии инфраструктуры и производственной сфере, прежде всего, в машиностроеннии, освоении перспективных технологий, развертывании системы банков развития; реализации целевых программ структурной перестройки экономики.
При этом для удержания инфляции в заданных пределах необходимо повысить эффективность контроля над ценами на энергоносители, товары и услуги естественных монополий, сдерживать рост этих цен на основе поощрения и поддержки добросовестной конкуренции.
<b>DP.RU: То есть вы считаете, что сегодня государство недостаточно жестко контролирует деятельность естественных монополий?</b>
<b>А.Б.: </b>Несомненно, что энергетическая система страны в целом, ее железные дороги и связь должны находиться под непосредственным контролем государства. Хотя отдельные региональные и производственные подразделения этих отраслей могут быть в распоряжении частных компаний. В то же время, мы считаем неверным изначальное решение о передаче естественных монополий в частные руки. Мы против реформы электроэнергетики, ведущей к дроблению единой энергосистемы страны и резкому повышению тарифов. Против аналогичных реформ на железнодорожном транспорте и в связи.
Уже давно появилась необходимость ужесточить контроль государства и общества над деятельностью естественных монополий, напрямую связанных с безопасностью страны и населения. Ужесточение антимонопольного законодательства должно быть направлено на создание прозрачности для общества этих отраслей, а не на создание имитации конкуренции, ведущей лишь к бесконтрольному росту тарифов. Для всех сегодня очевидно, что цены на услуги связи и железнодорожный транспорт завышены примерно в 1,5 – 2 раза.
Абсолютно недопустима ситуация экономического шантажа или невыполнения своих социальных обязательств со стороны естественных монополий. Необходимо также законодательно закрепить запрет на отключение электроэнергии для государственных учреждений, больниц, школ, стратегически значимых объектов.
<b>DP.RU: А какие отрасли экономики могли бы полностью перейти в руки государства?</b>
<b>А.Б.: </b>Восстановление госмонополии должно происходить там, где государство само, без помощи частного капитала, в состоянии обеспечивать устойчивое развитие на благо общества и страны.
Считаем, что в руках государства должны находиться стратегические отрасли экономики, а также имеющие ключевое значение для социальной сферы. В первую очередь, это оборонно-промышленный комплекс – достояние России и важный источник дальнейшего экономического роста. Поэтому, мы в партии &#171;Справедливая Россия&raquo; полностью поддерживаем создание государственной монополии на станкостроение. Под контролем государства, как я уже сказал, должны находиться естественные монополии - энергетическая система, ее железные дороги, связь.
Разработка природных богатств страны в интересах всего общества также должна осуществляться под полным контролем государства и стать прозрачной для общества. Кроме того, мы поддерживаем восстановление госмонополии на производство, оборот и импорт всей алкогольной и табачной продукции, производимой на территории страны.
<b>DP.RU: Налоговая политика также должна подвергнуться ужесточению?</b>
<b>А.Б.: </b>Мы считаем, что необходимо создание такой экономической системы, в которой налоги не мешали бы нормальному функционированию экономики, но в то же время предоставляли власти необходимые ресурсы для решения социальных проблем. Сейчас же существует достаточно жесткая и упрощенная система налогового администрирования. Принимаемые правительством меры, призванные создать дополнительные мотивации для уплаты налогов (например, снижение ЕСН), неэффективны.
Требуется изменение налоговой системы, дифференцированный подход к участникам экономического процесса. Нынешняя налоговая система выгодна бюрократическим корпорациям, занимающимся экспортом сырья и продукции с низкой степенью переработки. Нужно выборочно освободить от налогов те сектора экономики, развитие которых определяет качество жизни общества и место страны в мировой экономической системе. Необходимо предоставить льготы предприятиям, связанным с современными отраслями промышленности, - машиностроением, электроникой, биотехнологиями. Иначе Россия утратит шанс на участие в мировом научно-техническом прогрессе и окажется полностью зависимой от развитых стран в технологическом отношении. Следует также упростить и снизить налогообложение малого и среднего бизнеса, связанного с производством товаров и услуг.
Серьезной проблемой становится рост социального неравенства населения, который уже привел к кардинальному изменению всей социальной структуры общества. Если мы не начнем исправлять эту ситуацию через механизмы справедливого перераспределения материальных благ и услуг, а именно это позволяет сделать прогрессивная шкала налогообложения и налог на роскошь, то мы очень скоро столкнемся с тотальным недоверием к власти, ненавистью населения к политической и экономической элите.
Требуется перераспределение налоговых поступлений от центра к регионам. Нынешняя налоговая система лишила бюджеты большинства регионов даже средств, необходимых для поддержания существующей социальной инфраструктуры. Регионы должны получить возможность формировать собственные бюджеты развития. Регионам, не связанным с производством продукции, идущей на экспорт или добычей сырья, необходимо предоставить дополнительные налоговые полномочия.
<b>DP.RU: Кроме снижения налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса, как еще можно помочь предпринимателям?</b>
<b>А.Б.: </b>К сожалению, сейчас почти полностью отсутствует продуманная политика в сфере малого и среднего бизнеса, не существует внятных программ по развитию сферы обслуживания населения, отсутствуют налоговые льготы для социально ориентированного бизнеса. Увы, пока основная доля малого и среднего бизнеса в России связана с мелкооптовой торговлей. А на наш взгляд, поддержка и продуманная стратегия развития малого и среднего бизнеса имела бы самые позитивные социально-политические результаты.
Хочу напомнить, что программа Рузвельта в рамках его &#171;Нового курса&raquo; по развитию внутреннего туризма, включающая инвестиции государства и крупного бизнеса в инфраструктуру страны, привела к созданию в обществе атмосферы солидарности и укреплению национального единения.
На наш взгляд, новые задачи требуют более энергичного вмешательства государства в экономические процессы на основе научного прогнозирования и индикативного планирования. Необходимо широкое и умелое использование рычагов государственного регулирования. Необходимо убрать излишние административные барьеры для развития предпринимательства. Следует сокращать использование прямых рычагов регулирования, применяя лишь самые необходимые инструменты Преимущество должно отдаваться косвенным мерам регулирования -- налогам, акцизам, субсидиям и т.д.
<b>DP.RU: Когда говорят об &#171;административных барьерах&raquo;, на самом деле имеют ввиду поборы со стороны чиновников. Какими, на ваш взгляд, должны быть эффективные механизмы противодействия коррупции? </b>
<b>А.Б.: </b>Прозрачность информации о доходах чиновников способствовала бы оздоровлению морального климата в обществе.
Большинство законов сегодня принимаются под воздействием нерегулируемого лоббизма со стороны заинтересованного бизнеса и чиновников. Более того, калькируемые с западного опыта в принципе полезные и нужные меры (например, ОСАГО, страхование жилья и пр.) под давлением лоббистов превращаются в очередные &#171;кормушки&raquo;, ориентированные не на улучшение качества жизни россиян, а на извлечение максимальной прибыли заинтересованными частными компаниями.
Вывод экономики из тени требует радикального пересмотра законодательства -- ликвидации коррупционно-бюрократического бремени, устранения дыр и &#171;белых пятен&raquo;, позволяющих наживаться недобросовестным предпринимателям и чиновникам.
В первую очередь следует обеспечить привлекательность официальной зарплаты и установить разумный уровень отчислений в социальные фонды.