"Стратегическая ошибка Путина" или "пора навести порядок"

Российские политики активно обсуждают назначение старосты студенческой группы <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/205777" target=_blank>Владимира Путина</a> Александра Бастрыкина на пост главы Следственного комитета при Генеральной прокуратуре.

<b>Свое мнение об </b>этом назначении высказали dp.ru видные депутаты Государственной Думы:
<b>Виктор Илюхин</b>, бывший высокопоставленный работник Генпрокуратуры, депутат Госдумы (фракция КПРФ):
<b>- Это назначение не представляет </b>какой-то неожиданности. Перед уходом с поста президента Владимир Путин расставляет своих людей, чтобы они и впредь обеспечивали ему поддержку и благополучие. Прежде всего, Бастрыкин – "питерский". Хотя, надо заметить, его кандидатура – не самый худший вариант. Он неплохой профессионал, занимался преподавательской работой, по образованию – юрист. Но в Генпрокуратуре есть на эту должность не менее достойные кандидаты.
<b>Я по-прежнему считаю </b>создание Следственного комитета стратегической ошибкой Путина. Это породит неразбериху и волокиту в расследовании уголовных дел – страдать будут обычные граждане, потому что их дела будут вестись годами. Так что я не соглашусь с утверждением Бастрыкина, что между двумя структурами не будет никакого соперничества.
<b>Кроме того, перераспределение </b>полномочий в сфере уголовного преследования от генпрокурора к главе комитета в отношении парламентариев, судей и кандидатов даст возможность понукать их судьбой. Теперь она полностью будет зависеть от аппарата президента.
<b>Пока же главная задача </b>для Бастрыкина – решить кадровый вопрос, который неизбежно возникнет при создании комитета, особенно на местах. Потребуется дополнительный состав, но со следователями как раз может возникнуть проблема: многие уже перешли в ранг помощников прокурора.
<b>Алексей Волков</b>, офицер ФСБ, депутат Госдумы (фракция "Единая Россия", разработчик закона о Следственном комитете:
<b>- Надеюсь, что Бастрыкин </b>справится со своими обязанностями – он профессионал и нигде себя не запятнал.
<b>Я также считаю</b>, что никакого соперничества между двумя структурами не будет, Бастрыкин остается в ранге заместителя генпрокурора. Принимая закон о Следственном комитете, мы как раз преследовали своей целью исключить всяческую конкуренцию и развести следствие и надзор. Какие-то трения и разногласия возможны разве что на первоначальном этапе, пока идет притирка.
<b>Не соглашусь и с тем</b>, что в результате перераспределения полномочий глава комитета будет злоупотреблять своим правом, лишая статуса неприкосновенности неугодных депутатов. В законе о статусе парламентариев на этот счет предусмотрена серьезная процедура. За политические высказывания и критику в адрес власти депутат точно не пострадает. А вот если убил, дал взятку – то в таких случаях возбуждается уголовное дело, генпрокурор или глава Следственного комитета вносит представление в Думу о лишении статуса неприкосновенности, а там уже решает палата. Статус у них в этом вопросе будет примерно одинаковый.
<b>Михаил Гришанков</b>, офицер ФСБ, глава думской Комиссии по противодействию коррупции:
<b>- Александр Бастрыкин –</b> отличный профессионал, никем не ангажированный и высококачественно выполняющий свою работу. Мне пришлось с ним столкнуться.
Что касается возможной конкуренции между двумя ведомствами, то таковая может быть разве что на уровне личностей их руководителей, но не на уровне двух ведомств: у Генпрокуратуры и Следственного комитета – разные задачи.
<b>Давно пришла пора </b>навести порядок в следствии. Нынешняя структура неидеальна.
<b>Алексей Митрофанов</b>, депутат Госдумы (фракция ЛДПР):
<b>- Это ожидаемое назначение</b>, не сенсационное. Во главе Следственного комитета поставили человека, который не может сделать эту структуру всевластной. И таким образом, будет соблюден баланс между всеми силовыми структурами. Это уже давно надо было сделать. Сейчас, по сути, прокуратура висит над следствием и, что странно, защищает в суде фактически результаты следствия, которым и руководит. А должна вести только надзор за ходом следствия.
<b>Другой вопрос, что </b>возникнет много нюансов, когда комитет начнет свою работу – прежде всего на низовом уровне. Хотя бы по той причине, что на начальном этапе у Генпрокуратуры и комитета будет общая материально-техническая база. Вы представляете, как районный прокурор и следователи будут делить одну на всех машину, секретаршу и т.д.? Начнется чехарда. Именно по этой причине я предлагал отложить вступление закона в силу до 1 сентября 2008 года.
<b>Хотя стратегическая задача</b> разделения следствия и надзора ясна: это первый шаг на пути создания единого следственного комитета, который объединит следователей всех силовых структур. Я думаю, это произойдет к 2010-2011 году.
<b>Владимир Плигин</b>, глава Комитета Госдумы по госстроительству:
<b>- Мое отношение к Александру Бастрыкину </b>- предвзято позитивное. Так случилось, что я слишком давно знаю этого человека. С тех пор как поступил в Ленинградский госуниверситет на юридический факультет - Бастрыкин тогда был аспирантом кафедры криминалистики и уголовного процесса. Затем он возглавлял Институт Генпрокуратуры СССР.
<b>У него очень много </b>монографий, и он очень профессиональный человек, спокойный и взвешенный. Кроме того, Бастрыкин работал на оперативно-следственной работе, возглавлял главное управление МВД по Центральному федеральному округу. В связи с этим я хотел бы отметить очень важное сочетание знаний в области теории и наличие опыта практической работы. Это позволит выстроить свою систему работы так, чтобы не руководствоваться одними лишь поведенческими формулами и профессиональными привычками.