Конец расколу

17 мая в Москве, в храме Христа Спасителя, произойдет событие, ставящее жирную точку на трагических событиях Смуты 1917 года. Святейший патриарх Алексий II и митрополит Восточно-американский и Нью-Йоркский Лавр подпишут Акт о каноническом общении и восстановлении единства в Русской Православной церкви.

<b>Церковный раскол</b> – не новость для христианства. На Западе церковь "кололась" не единожды: протестанты, гугеноты, кальвинисты лихо противостояли католикам – папистам. Проповедники типа Лютера обличали Папу в пороках, проповедуя чистоту веры, а английский король так и вовсе объявил себя главой англиканской церкви.
<b>В России к подобной "диверсификации </b>веры" относились с опаской. Раз окрестив Русь, власти крепко держались православия. "Богу – Богово, кесарю – кесарево".
<b>Хотя проблемы были</b>, не без этого. Был раскол конца XVII века и великое противостояние двух нижегородцев – патриарха Никона и протопопа Аввакума. Полемика была острая, стороны горячились: кое-кого сожгли заживо – почти единственный случай: костры инквизиции были для России нетипичны. Тогда русские впервые поделились на "никониан, щепотников" и "ревнителей древлего благочестия". Последних притесняли, но не сильно – староверы держали весь "крупный бизнес" и неплохо себя чувствовали.
<b>При Петре Великом </b>церковь – по сути, государственное учреждение, с обязательной отчетностью о неблагонадежных – тех, кто не пришел к исповеди. Сенат, Синод… Имущество церкви периодически отбиралось на нужды государства, но жаловали все-таки больше. И главное – не посягали на духовную жизнь! Все изменила революция…
<b>Безбожная власть так закрутила </b>гайки, что Русской церкви пришлось (впервые в истории) приспосабливаться, чтобы выжить. "Непримиримые", покинувшие Отечество, не уставали обличать тех, кто остался в России. Патриарха Сергия – за слова о том, что "всякая власть от Бога". Христианское смирение путали с предательством, называли оппонентов пособниками ГПУ–КГБ. Потом долго с подозрением смотрели на бывших первых секретарей эпохи Ельцина, стоявших в храмах со свечками, как со стаканами. Теперь все в прошлом.
<b>В сентябре 2003 года иерархи </b>Зарубежной Русской православной церкви встретились в Нью-Йорке с Владимиром Путиным и смогли лично убедиться в том, что власть в РФ больше не богопротивная. Тогда и стартовал процесс объединения РПЦ "под крылом" Московского патриархата.
<b>Согласно Акту о каноническом общении</b>, зарубежная церковь становится самоуправляемой частью РПЦ, а ее высшими органами церковной власти – Поместный и Архиерейский Собор РПЦ. Первоиерарх Зарубежной церкви будет избираться Архиерейским Собором и утверждаться Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ. Последнее обстоятельство ничуть не смущает сотни тысяч русских, рассеянных революцией по США, Канаде, Австралии и Европе. Даже единственный приход на Гаити теперь станет по-настоящему русским.